Оригинал взят у uskoekov_v в TSPDT: Ланселот Озёрный
КинопоискИстории о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола знакомы всем с детства. Некогда вроде бы даже исторический персонаж с лёгкой руки французского поэта стал олицетворением идеального рыцаря, собравшим вокруг себя таких же достойных и почти безупречных героев, которые целью своей жизни поставили служение добру и справедливости и бесконечное стремление к недостижимому. Одной из миссий рыцарей Круглого Стола был поиск легендарной чаши - Святого Грааля.
Поиски эти оказались безуспешны, и рыцари возвращались в Камелот ни с чем. Только доблестный Парсифаль не вернулся, но речь пойдёт не о нём. Среди прочих возвращается и Ланселот, верный рыцарь своей королевы. И, как мы знаем, не просто рыцарь. В охотничьем домике встречаются королева Гиневера и Ланселот. Во время этого свидания рыцарь признаётся, что видел Грааль и дал клятву Господу «идти и более не грешить», а потому их связь с Гиневерой более невозможна. Но королева напоминает рыцарю, что когда-то он уже дал клятву – клятву ей, своей королеве, что никогда не оставит её. Как и положено рыцарскому роману, главный герой разрывается между чувством долга и верностью даме сердца. В итоге он нарушает клятву, данную Господу, что ожидаемо приведёт к печальному финалу.
Кинематограф Робера Брессона – вещь специфическая. Зачастую это очень схематичные по своей структуре истории, где актёрскую игру заменяют люди-маски, и человека неподготовленного ждёт большой сюрприз – ожидая увидеть экранизацию рыцарского романа с эффектными поединками и благородными поступками, он будет сильно разочарован. Моралиста Брессона интересуют, разумеется, не доблестные подвиги рыцарей, не их отвага и не их галантность. Поэтому мы не увидим ни кровавых битв, ни славных поединков – всё это останется за кадром. Для режиссёра всё это не имеет ни смысла, ни какой-либо другой ценности, поэтому в самом начале один за другим последуют пара-тройка бессмысленных кровавых эпизодов (любителей ярких спецэффектов просьба раньше времени не возбуждаться – кровавость самая что ни наесть театральная и примитивная) – вот она жизнь рыцарей: неуклюже (доспехи-то тяжёлые) потыкать друг в друга палками с металлическими наконечниками да, поднапрягшись, снести голову сопернику. А там и до грабежей недалеко. Большую часть времени рыцари проводят в лагере: облачённые в доспехи они то и дело поругиваются между собой, даже вызов на турнир от рыцарей Эскало не вызывает большого оживления.
Как ни странно, несмотря на внешнюю скудность декораций, этот фильм считается самой масштабной постановкой в фильмографии режиссёра. Здесь он рисует отнюдь не фантастический мир старинных легенд с обязательными магами и чародеями, феями и прочими сказочными существами, с блеском и великолепием убранства дворцов. Двор замка постепенно заростает сорной травой, рыцари живут не в богатых хоромах, но в обыкновенных полотняных шатрах весьма скромной обстановки. И это, как ни странно, только подчёркивает правдивость истории - кто поверит в средние века без запаха пота, без грязи, без бедности, а те же доспехи не стесняли движений? Главное для режиссёра - то стремление к недостижимому, которое олицетворяет собой Грааль. И единственный, кому было дано приблизиться к этому чудесному сосуду, добровольно отрёкся от него, обрекая и себя и своих соратников на гибель. А вместе с ними умерло и рыцарство, позабывшее свои идеалы и выбранное некогда предназначение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.