понедельник, 19 августа 2019 г.

"Пианист" (2002)

Оригинал взят у hellstalker в Пианист (2002) Романа Полански

Кинопоиск


Честно говоря, я не люблю драмы, а тем более о таких темных страницах истории человечества - обычно это морально очень тяжелые произведения. Именно поэтому я еще не смотрел ни "Список Шиндлера", ни "Пианиста" (до этого момента). Однако нельзя сказать, что тема Холокоста в кино мне не знакома, я видел «Жизнь прекрасна», "Мальчик в полосатой пижаме" и другие кинопроизведения на данную тему.
Чем же отличается фильм Полански?

В фильме Полански обратился к очень личной для него теме – маленький Роман и его родители также побывали в одном из еврейских гетто в Польше (Краковском). Во время войны их всех разлучили, он и отец чудом выжили, а мать погибла в лагере смерти в Белжеце. Только после окончания войны в 1945 году Роману удалось отыскать отца.

В литературную основу фильма легли мемуары польского пианиста и самого известного «Варшавского робинзона» Владислава Шпильмана о его выживании в Варшаве в годы Второй мировой войны.

Первое, что бросается в глаза – шикарная картинка. Цвет, свет, наполнение кадра, повороты и проезды камеры. Отлично проработаны декорации. Ну и актеры. Замечательная актерская игра, все на своих местах, и особенно Броуди, который сыграл, как мне кажется, здесь самую выдающуюся роль в своей карьере (на данный момент).


Фильм начинается концертом Владислава Шпильмана в исполнении Эдриана Броуди на польском радио. Концерт прерывается немецкой бомбардировкой. Далее сюжет закручивается по спирали – от спокойного начала к тревоге начала войны и потом самой оккупации Варшавы, когда каждый следующий поворот сюжета все ухудшает и ухудшает положение героя.


Вторым лейтмотивом фильма после ужасов войны является музыка. Прекрасная музыка Шопена, Бетховена, Баха и других мастеров звучит весь фильм и смягчает восприятие тех ужасов, которые происходят с его героями. Эта же музыка и помогает выжить герою, особенно в те времена, когда он остался один и практически без еды в пустом городе среди нацистов.

В «Пианисте» Полански остался верен себе – одинокому герою противостоит непонятная и страшная угроза, в данном случае в лице нацистов. Конечно, почти весь фильм нацисты показаны весьма однообразно – это омерзительные садисты-антисемиты, которые оскорбляют и убивают всех подряд, часто без причины. С другой стороны, наверное только такими и мог их запомнить маленький Полански или интеллигентный музыкант Шпильман.


И только под конец фильма появляется сочувствующий немецкий офицер Вильгельм Хозенфельд, который помогает Владиславу укрываться от других немцев и приносит еду, чем спасает Шпильмана от голодной смерти в пустом городе. В свою очередь, судьба не была благосклонна к Хозенфельду – он умирает в советском лагере для военнопленных в 1952 году, о чем упоминается в конце фильма.


Очень сильный фильм, который заслуженно получил многочисленные награды, в том числе Каннского кинофестиваля и Оскара. "Пианист" Полански меня зацепил - сильная основа, хороший сценарий и прекрасная реализация.

К сожалению, 20-й век принес человечеству не только полеты в космос и интернет. Две мировые войны, множество кровопролитных конфликтов, массовые истребления людей, ядерное оружие и ядерные катастрофы и т.д. - список очень длинный и мрачный. Хотелось бы, чтобы такие фильмы служили пособием для всего населения Земли, о том, что ненависть и убийства не приносят ничего хорошего.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.