пятница, 9 августа 2019 г.

"Скованные одной цепью" (1958)

Оригинал взят у baby_lyaliko в Скованные одной цепью

Кинопоиск

Фильм 1958 года The Defiant Ones. Что-то типа "Не склонившие головы" или "Дерзкие", в советском прокате шел под названием "Скованные одной цепью". И в данном случае изменение названия объяснимо - для советского зрителя "дерзкие", которые сбежали, но потом сдались властям - это как-то ээээ.. смысл названия не вполне оправдывают. Хотя возможно смысл "дерзости" героев в том, что они не бросили друг друга, хотя все вокруг их к этому вынуждали - и враги и "друзья". Наверное это и правда смотрелось дерзко в 50е, не знаю. Но, в общем, наше название тоже не с потолка - оно как минимум отвечает сюжету, как максимум несет в себе более глубокий смысл - там есть эпизод, когда один герой говорит другому, мол, пойдем, а то ты тянешь меня за цепь, хотя цепи уже никакой нет, цепь осталась незримая.

Сюжет простой - во время перевозки заключенных, которые скованы по двое, случается авария и двоим - белому и черному удается сбежать. То есть побег случайный. Заключенные эти друг друга ненавидят. И вообще, видимо, черного и белого не должны были сковывать вместе - это проявление "чувства юмора" такое у тюремных работников. Но сбежав, герои вынуждены как-то сотрудничать - по крайней мере пока не разобьют цепь. А дальше вот начинается интересное. То есть две трети фильма - это хорошая такая драма о двух неприятных друг другу людях, которые вынуждены действовать сообща, иначе не выжить. В последней трети сюжет делает поворот - им помогает белая женщина, они разделяются. И тут вот у меня вопросы к сценаристу - баба, которая готова после пары часов знакомства, не зная даже имени, повеситься на шею и бежать с беглым преступником, бросив ребенка - это сильный ход. Но, допустим, я чего-то не понимаю и жизнь в американской глубинке 50х годов такова, что хоть с чертом, "главное - прочь, а там все равно". Но, в общем, наши герои все равно объединяются и не бросают друг друга, хотя это ведет их обратно в тюрьму. Степень happy этого end зритель определяет самостоятельно.

Меня не оставляло ощущение незнания контекста. Например, сцена, где герои рассуждают о слове "спасибо" и черный говорит, что он сидел на паперти и благодарил Бога, но у него не было башмаков, а белый ему отвечает странной фразой - у всех божих детей есть башмаки. Эта фраза мне напомнила песню Таниты Тикарам, которая начинается словами All good children need traveling shoes, я полезла смотреть есть ли такая фраза, но с God's children и выяснила, что мне не зря показалось это цитатой - есть спиричуэлс “All God’s Chillun Got Shoes”, и эта песня вдохновила Юджина О.Нила на написание пьесы о любви чернокожего и белой, то есть та же расовая тема (пьеса "Крылья даны всем детям человеческим"). А сколько всего такого мы не видим и не считываем в фильме.

5 комментариев:

  1. ну незнание контекста во всех смыслах.
    Женщины из преступной среды так себя и ведут. Быстро находят крутого приятеля-покровителя и едут с ним гуда угодно. Бонни так нашла Клайда вышедшего из тюрьмы.
    А белый идет спасать негра который должен был заблудиться в болотах. Из за этого сам не успело сбежать. И он знал что не успеет.
    А шериф который не дал пустить по следу собак которые из вероятно загрызли бы. Все сделали не то что было бы проще...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы правы. Современный человек упрощенно воспринимает жизнь.

      Удалить
    2. навнимательно смотрит фильмы

      Удалить
    3. Эта невнимательность порождена упрощенным восприятием жизни.

      Удалить
    4. вероятно еще и предубеждением что сейчас люди во всем умнее чем тогда.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.