Оригинал взят у marie_bitok в «И долго буду тем любезен я народу…»
Кинопоиск
Фильм «Бакенбарды» смотреть смешно и жутко одновременно. Слишком честно. Слишком понятно. Слишком узнаваемо. Все эти течения пушкинцев, мцырей, капелл, бивней суть одно и то же – это тот самый русский бунт, бессмысленный и беспощадный.
Картина Юрия Мамина вышла в 1990 году. Возможно, «перестройка» и «перекройка» страны несколько помешали фильму обрести популярность, но дело здесь скорее в том, что такую резкую карикатуру на себя общество просто не способно выдержать. Режиссер безжалостен в своей сатире и не делает скидок не только власти и русской идее, но и Пушкину. Хотя, поэт все же избежал строгого суда потомков – досталось от создателей фильма той ширме с вывеской «Пушкин», которой прикрываются герои фильма.
«Бакенбарды» настолько прицельно бьет, безошибочно угадывая самые болезненные точки, что рассуждение о нем и препарирование его «идейно-художественного своеобразия» причиняет почти физическую боль говорящему. Но боль эта, конечно, несколько смягчается, благодаря анестезирующему действию гомерического смеха над абсурдом нашего бытия (прежде всего, бытия российского, но и общечеловеческого тоже). Фильм не только предвосхитил всеобщее помешательство, когда с каким-то безалаберным размахом страна отметила 200-летие Александр Сергеевича, но и до горечи в горле напоминает атмосферу ремарковских «Трех товарищей» с вечными сборищами разноцветных группировок. Впрочем, эту последнюю ассоциацию режиссер даже не пытается скрыть и прямо намекает нам на нее. Наверняка, он делает это в большей степени для себя, а не для зрителя: не от того, что не доверяет нам, а от того, что ему самому хочется кричать.
Возможно, во многих городах страны возникают ситуации с памятниками, как в моем родном Нальчике, но от этого не становится легче, когда смотришь на памятник Пушкину на одноименной улице или слышишь бесконечные рассуждения о роли Лермонтова для черкесов. Все вытравливается и обращается в пыль, заурядность правит бал, а бесславные потомки скачут в каком-то угаре с шашкой наголо. Фильм, «Бакенбарды», конечно, не о поэзии в чистом виде, но ведь и о поэзии тоже. И после него хочется повторить слова Поля Валери, в которые ты, может, до сих пор не особо верил: «Поэзия всегда была и остается привилегией узкого круга посвященных». Наверное, так оно и есть, потому что маршировать по улицам Заборска во фраках и тростью под строки «Мой дядя самых честных правил» - это как-то совсем уж глупо…
Сложно сказать, что больше всего поражает в фильме: непревзойденная ли игра Виктора Сухорукова, смех ли как способ преодоления страха, гротескность ли показанного и увиденного, или то, что игра в переодевания и присвоение себе права на окончательную истину именно благодаря ношению определенной одежды приобретает сегодня новые формы. Вот и в моем родном городе юноши и девушки в национальной одежде идут мимо памятника Пушкину (изготовленному, кажется, в полный рост поэта) и порицают тех, кто, по их мнению, не живет в ладу с наставлениями предков. С чьим авторитетом они поступают так же, как герой Виктора Сухорукова с именем Александра Сергеевича – просто выставляют щитом для собственного тщеславия.
Оригинал взят у Алька Коленбет в (без темы)
Не знаю даже, как к нему подступиться. Сказать, что он произвёл впечатление - ничего не сказать, а вот собрать расшатанные мысли и наблюдения в одну точку и выяснить, собственно говоря, КАКИЕ впечатления он произвёл...
Начну с того, что смотрела фильм по рекомендации старших товарищей и он, конечно, смутил. Картина 1990 года, сегодня ей дали рейтинг 16+, но до чего же противно смотреть на "Капеллу" - гораздо противнее, чем можно было бы по этому рейтингу судить. Тут специфика подхода: не просто какие-то мимолётные эпизоды, о нет, оператор постоянно фокусирует внимание зрителя на пошлостях и мерзостях, на их фоне двигается сюжет. Развратный внешний вид "Капеллы" сопровождается постоянными шуточками, отвратительным поведением, которое - к величайшему моему изумлению - не шокирует двух идеалистов в шляпах и с бакенбардами. Такие вот главные герои.
Если коротко сказать об актёрской игре. Она, конечно, потрясает. Очень колоритные, эмоциональные персонажи, живые такие. Другой вопрос: как актрисы соглашаются играть подобные роли? Но оставим.
Гораздо интересней, действительно, рассмотреть героев. В городе Заборске, где в основном и происходят события, на самом деле не так уж и много приятных людей. Безусловно, юный пушкинист Александр - лучший представитель оных. До последнего переживала за этого молодого человека. Поэтому, когда фильм закончился, я осталась в полнейшем недоумении: ГДЕ? Где развитие этого замечательного персонажа? Он же чувствует, он же сомневается, он же ближе всех к Виктору и видит многое, чего не видят и не знают остальные. Он же кричит: "Виктор, ты же понимаешь, что это провокация! Не делай этого!" - и отбивается от своих же товарищей-пушкинистов. И... куда это делось?
Можно конечно сказать, что режиссёру важнее другое, что образ рефлексирующего Александра второстепенен или даже, что это его примирение с действительностью так и задумано, что сомнения и какие-то нехорошие мысли на корню истреблены старшим товарищем, тростью и романтическим образом Пушкина, но это как-то всё неубедительно. В этом обмане я вижу недоработку, может нехватку бюджета и урезание времени, но никак не умысел. А если умысел, то он настолько нечётко выражен, что тоже не добавляет фильму славы.
В общем, я жутко разочарована. Терпеть творящийся вокруг хаос имело смысл только ради развития этого героя, а он поразвивался-поразвивался и... сдулся. Исчез, как статист. Как, кстати, исчез его дядя и тётка. Просто как не было, а ведь они тоже по-своему ключевые персонажи.
Что уж говорить о "кузине" - как он её нежно называет - Александра. Думала, вокруг её извлечения из "Капелл" закрутится сюжет. Так нет же, всё скомкано и невнятно.
Так же и с несчастными "Мцыри". Вообще-то говоря, когда мне рассказывали о фильме, как раз пересказали сюжет так: к дикому обществу приезжает пушкинист, воспитывает поколение, культурно обогащает, но тут вдруг появляются лермонтовцы ииии.... Так вот, если услышите что-то подобное - знайте, всё совсем не так. Общество из семи (или около того человек) никак не повлияет на благополучие "АСП".
Образ Виктора... Однозначно, он очень интересен. Этакий скрытый псих, социопат с навязчивой идеей. Время вспомнить, что своего ученика он - по выражению второго - "наставил на путь истинный", а именно "извлёк" из университета, по поводу чего дядя с тётей, понятное дело, возмущались. Начались его завоевания вполне мирно. Даже, если вспомнить, проект начал сам Александр: отказавшись осудить "Бивней", с которыми подрался, он вскоре приходит к ним и начинает просветительскую деятельность. Ну, понятно: стихи, немного истории, умение обращаться с тростью, спонсирование ремонта и одежды, военная муштра... Хм, ещё немного и перевоспитанных начинает бояться весь город!
Потом Виктор устраивает мерзкую провокацию, - кстати, мне кажется именно этот момент буквально кричит о его истинном отношении к Пушкину - окончательно разбивает несчастную "Капеллу". По улицам крики и плач, разбитые окна, избитые люди, искупавшиеся в реке девушки, а напротив - в белых перчатках просвещённые пушкинисты. Картина маслом!
Вскоре после этого - белый костюм, специальный вагон, военные вылазки в соседние города, срыв мероприятий. Пушкинский локомотив уже не остановить... ну или почти не остановить. И, разумеется, последние кадры уже окончательно уничтожают зрителя, если он всё ещё верил в лучшее.
О замысле режиссёра уже кто только не писал, не буду повторять ещё раз - почитайте отзывы на сайте. Конечно, можно с этим мнением поспорить. Мне, например, кажется очень важным и показательным изменение "АСП", связанное со вступление в него новых членов.
Два товарища, которые любили стихи и дух поэта, начинают руководить воинственными, дикими "Бивнями". Во что превращается клуб? Правильно, в кружок по обучению обращения с тростью, к которой прикладываются стихи.
С проникновением бывших "Капелл" в клуб приходит пошлость, при чём ничуть не менее сильная. Вспомним хотя бы "фабрику", где ваяют сувениры для ярмарки. И саму ярмарку, где продаётся и иллюстрируется нижнее бельё с изображением лицеистов...
На самом деле, можно ещё многое сказать, привести несколько прелюбопытнейших диалогов, лозунгов и проходящих фраз (уж чем-чем, а фразами картина пестрит, некоторые из них даже могли бы стать крылатыми), но я, пожалуй, закончу на этом.
Смотреть или нет? Сложный вопрос. Это такая неоднозначная картина, что именно из-за своей дикости она становится невероятно любопытным экземпляром. Характеры - да, тут есть роскошные, вкусные персонажи. Актёрская игра - безусловно. Сюжет напичкан подтекстом и философскими мыслями. Фильм на "подумать", однозначно.
Но я не стала бы его смотреть, если бы хорошо себе представляла, какой он. Не стану пересматривать и рекомендовать друзьями. Не дотянул он до красивого абсурда, которому всё прощается. Впрочем, каждому своё.
Кинопоиск
Фильм «Бакенбарды» смотреть смешно и жутко одновременно. Слишком честно. Слишком понятно. Слишком узнаваемо. Все эти течения пушкинцев, мцырей, капелл, бивней суть одно и то же – это тот самый русский бунт, бессмысленный и беспощадный.
Картина Юрия Мамина вышла в 1990 году. Возможно, «перестройка» и «перекройка» страны несколько помешали фильму обрести популярность, но дело здесь скорее в том, что такую резкую карикатуру на себя общество просто не способно выдержать. Режиссер безжалостен в своей сатире и не делает скидок не только власти и русской идее, но и Пушкину. Хотя, поэт все же избежал строгого суда потомков – досталось от создателей фильма той ширме с вывеской «Пушкин», которой прикрываются герои фильма.
«Бакенбарды» настолько прицельно бьет, безошибочно угадывая самые болезненные точки, что рассуждение о нем и препарирование его «идейно-художественного своеобразия» причиняет почти физическую боль говорящему. Но боль эта, конечно, несколько смягчается, благодаря анестезирующему действию гомерического смеха над абсурдом нашего бытия (прежде всего, бытия российского, но и общечеловеческого тоже). Фильм не только предвосхитил всеобщее помешательство, когда с каким-то безалаберным размахом страна отметила 200-летие Александр Сергеевича, но и до горечи в горле напоминает атмосферу ремарковских «Трех товарищей» с вечными сборищами разноцветных группировок. Впрочем, эту последнюю ассоциацию режиссер даже не пытается скрыть и прямо намекает нам на нее. Наверняка, он делает это в большей степени для себя, а не для зрителя: не от того, что не доверяет нам, а от того, что ему самому хочется кричать.
Возможно, во многих городах страны возникают ситуации с памятниками, как в моем родном Нальчике, но от этого не становится легче, когда смотришь на памятник Пушкину на одноименной улице или слышишь бесконечные рассуждения о роли Лермонтова для черкесов. Все вытравливается и обращается в пыль, заурядность правит бал, а бесславные потомки скачут в каком-то угаре с шашкой наголо. Фильм, «Бакенбарды», конечно, не о поэзии в чистом виде, но ведь и о поэзии тоже. И после него хочется повторить слова Поля Валери, в которые ты, может, до сих пор не особо верил: «Поэзия всегда была и остается привилегией узкого круга посвященных». Наверное, так оно и есть, потому что маршировать по улицам Заборска во фраках и тростью под строки «Мой дядя самых честных правил» - это как-то совсем уж глупо…
Сложно сказать, что больше всего поражает в фильме: непревзойденная ли игра Виктора Сухорукова, смех ли как способ преодоления страха, гротескность ли показанного и увиденного, или то, что игра в переодевания и присвоение себе права на окончательную истину именно благодаря ношению определенной одежды приобретает сегодня новые формы. Вот и в моем родном городе юноши и девушки в национальной одежде идут мимо памятника Пушкину (изготовленному, кажется, в полный рост поэта) и порицают тех, кто, по их мнению, не живет в ладу с наставлениями предков. С чьим авторитетом они поступают так же, как герой Виктора Сухорукова с именем Александра Сергеевича – просто выставляют щитом для собственного тщеславия.
Оригинал взят у Алька Коленбет в (без темы)
Не знаю даже, как к нему подступиться. Сказать, что он произвёл впечатление - ничего не сказать, а вот собрать расшатанные мысли и наблюдения в одну точку и выяснить, собственно говоря, КАКИЕ впечатления он произвёл...
Начну с того, что смотрела фильм по рекомендации старших товарищей и он, конечно, смутил. Картина 1990 года, сегодня ей дали рейтинг 16+, но до чего же противно смотреть на "Капеллу" - гораздо противнее, чем можно было бы по этому рейтингу судить. Тут специфика подхода: не просто какие-то мимолётные эпизоды, о нет, оператор постоянно фокусирует внимание зрителя на пошлостях и мерзостях, на их фоне двигается сюжет. Развратный внешний вид "Капеллы" сопровождается постоянными шуточками, отвратительным поведением, которое - к величайшему моему изумлению - не шокирует двух идеалистов в шляпах и с бакенбардами. Такие вот главные герои.
Если коротко сказать об актёрской игре. Она, конечно, потрясает. Очень колоритные, эмоциональные персонажи, живые такие. Другой вопрос: как актрисы соглашаются играть подобные роли? Но оставим.
Гораздо интересней, действительно, рассмотреть героев. В городе Заборске, где в основном и происходят события, на самом деле не так уж и много приятных людей. Безусловно, юный пушкинист Александр - лучший представитель оных. До последнего переживала за этого молодого человека. Поэтому, когда фильм закончился, я осталась в полнейшем недоумении: ГДЕ? Где развитие этого замечательного персонажа? Он же чувствует, он же сомневается, он же ближе всех к Виктору и видит многое, чего не видят и не знают остальные. Он же кричит: "Виктор, ты же понимаешь, что это провокация! Не делай этого!" - и отбивается от своих же товарищей-пушкинистов. И... куда это делось?
Можно конечно сказать, что режиссёру важнее другое, что образ рефлексирующего Александра второстепенен или даже, что это его примирение с действительностью так и задумано, что сомнения и какие-то нехорошие мысли на корню истреблены старшим товарищем, тростью и романтическим образом Пушкина, но это как-то всё неубедительно. В этом обмане я вижу недоработку, может нехватку бюджета и урезание времени, но никак не умысел. А если умысел, то он настолько нечётко выражен, что тоже не добавляет фильму славы.
В общем, я жутко разочарована. Терпеть творящийся вокруг хаос имело смысл только ради развития этого героя, а он поразвивался-поразвивался и... сдулся. Исчез, как статист. Как, кстати, исчез его дядя и тётка. Просто как не было, а ведь они тоже по-своему ключевые персонажи.
Что уж говорить о "кузине" - как он её нежно называет - Александра. Думала, вокруг её извлечения из "Капелл" закрутится сюжет. Так нет же, всё скомкано и невнятно.
Так же и с несчастными "Мцыри". Вообще-то говоря, когда мне рассказывали о фильме, как раз пересказали сюжет так: к дикому обществу приезжает пушкинист, воспитывает поколение, культурно обогащает, но тут вдруг появляются лермонтовцы ииии.... Так вот, если услышите что-то подобное - знайте, всё совсем не так. Общество из семи (или около того человек) никак не повлияет на благополучие "АСП".
Образ Виктора... Однозначно, он очень интересен. Этакий скрытый псих, социопат с навязчивой идеей. Время вспомнить, что своего ученика он - по выражению второго - "наставил на путь истинный", а именно "извлёк" из университета, по поводу чего дядя с тётей, понятное дело, возмущались. Начались его завоевания вполне мирно. Даже, если вспомнить, проект начал сам Александр: отказавшись осудить "Бивней", с которыми подрался, он вскоре приходит к ним и начинает просветительскую деятельность. Ну, понятно: стихи, немного истории, умение обращаться с тростью, спонсирование ремонта и одежды, военная муштра... Хм, ещё немного и перевоспитанных начинает бояться весь город!
Потом Виктор устраивает мерзкую провокацию, - кстати, мне кажется именно этот момент буквально кричит о его истинном отношении к Пушкину - окончательно разбивает несчастную "Капеллу". По улицам крики и плач, разбитые окна, избитые люди, искупавшиеся в реке девушки, а напротив - в белых перчатках просвещённые пушкинисты. Картина маслом!
Вскоре после этого - белый костюм, специальный вагон, военные вылазки в соседние города, срыв мероприятий. Пушкинский локомотив уже не остановить... ну или почти не остановить. И, разумеется, последние кадры уже окончательно уничтожают зрителя, если он всё ещё верил в лучшее.
О замысле режиссёра уже кто только не писал, не буду повторять ещё раз - почитайте отзывы на сайте. Конечно, можно с этим мнением поспорить. Мне, например, кажется очень важным и показательным изменение "АСП", связанное со вступление в него новых членов.
Два товарища, которые любили стихи и дух поэта, начинают руководить воинственными, дикими "Бивнями". Во что превращается клуб? Правильно, в кружок по обучению обращения с тростью, к которой прикладываются стихи.
С проникновением бывших "Капелл" в клуб приходит пошлость, при чём ничуть не менее сильная. Вспомним хотя бы "фабрику", где ваяют сувениры для ярмарки. И саму ярмарку, где продаётся и иллюстрируется нижнее бельё с изображением лицеистов...
На самом деле, можно ещё многое сказать, привести несколько прелюбопытнейших диалогов, лозунгов и проходящих фраз (уж чем-чем, а фразами картина пестрит, некоторые из них даже могли бы стать крылатыми), но я, пожалуй, закончу на этом.
Смотреть или нет? Сложный вопрос. Это такая неоднозначная картина, что именно из-за своей дикости она становится невероятно любопытным экземпляром. Характеры - да, тут есть роскошные, вкусные персонажи. Актёрская игра - безусловно. Сюжет напичкан подтекстом и философскими мыслями. Фильм на "подумать", однозначно.
Но я не стала бы его смотреть, если бы хорошо себе представляла, какой он. Не стану пересматривать и рекомендовать друзьями. Не дотянул он до красивого абсурда, которому всё прощается. Впрочем, каждому своё.
О, надо посмотреть этот фильм - я его пропустила, а рецензии интересные!
ОтветитьУдалитьВ год выхода я видела следующий фильм этого режиссера, "Окно в Париж". Помню, что он мне довольно понравился, особенно тем, как там в главной роли сыграл Сергей Дрейден. Ну, а Сухоруков меня совершенно потряс в роли императора Павла.
А на меня произвел впечатление сам фильм, когда я готовил кадры для рецензии. Раньше он мне казался обыкновенным гротеском, клоунадой. Оказалось, что он намного глубже.
Удалить