понедельник, 18 июня 2018 г.

"Среди серых камней" (1983)

Оригинал взят у altereos в "Среди серых камней" (1983, СССР, Кира Муратова)

Кинопоиск

Этот фильм находится где-то на задворках муратовской фильмографии. Сложная судьба была у этой картины, истерзанной цензурой. Тем интереснее находить в ней нечто парадоксально мощное и поражающее в сердце, оставшееся за пределами внимания (точне - за пределами чувствования) цензоров, поколения советских зрителей, да и сама Кира Георгиевна, уверен, не расчитывала на подобный эффект.

Потому что, казалось бы, обстоятельства предопределили то, что фильм будет "проходным", бесцельным. Во-первых, рассказ Короленко, на основе которого написан сценарий, не считается каким-то выдающимся произведением. Хотя идея интересна - столкновение в детском сознании двух миров: родного аристократического и чуждого маргинального.

Во-вторых, с кинематографической точки зрения, в фильме много недостатков: неровная композиция, отсутствие интонации (повествование идет отстраненно, как будто автор равнодушен к происходящему), не идеальная игра актеров (это позже у Муратовой привлечение непрофессиональных актеров станет фирменным знаком) и прочее. В-третьих, вмешательство цензуры. Говорят, что авторская версия фильма безвозвратно утеряна.

Можно предположить, что Кира Муратова устала бороться за целостность своего творения, махнула на него рукой и убрала свое имя из титров. И каким-то непостижимым образом получилось уникальное произведение киноискусство, лаконичное по содержанию, по эмоциям. Но мы ощущаем дух этих серых кладбищенских камней, пропитанных равнодушием и раскаянием одновременно. Так же и отец мальчика в исполнении Говорухина - олицетворение равнодушия к человеческим страданиям - в конце фильма обретает новые и загадочные для себя ощущения жалости и сострадания. Для нас, конечно же, эти ощущения совсем не новые, но испытываем их так, как когда-то впервые испытывали будучи детьми.

Мы начинаем чувствовать болезненно-мрачную (здесь подходит современный эпитет - готичную) и прохладную энергетику этих развалин. Каким образом это передается? Может быть дело в освещении или в операторской работе? Трудно понять. Возможно, "Среди серых камней" - фильм-предвозвестник будущих муратовских открытий, выраженные здесь подсознательно и интуитивно, поэтому пока их не видно...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.