понедельник, 11 июня 2018 г.

"Еще вчера" (1991)

Оригинал взят у margopa в Кино на майские: "Капли воспоминаний, или Ещё вчера..."

Кинопоиск

"Какие дни тебе больше нравятся - солнечные или облачные?
Облачные...
Надо же, как мы похожи!"

Я всегда была фанатом Хаяо Миядзаки и студии "Гибли", но философию знаменитой студии делают два человека.
Обратная сторона Луны - Исао Такахата.
Если фильмы Миядзаки известны на весь мир, то Исао востребован больше в Японии. Если фильмы Миядзаки заражают верой в чудо и негасимой жизнерадостностью, то цвет фильмов Такахата - синева глубокой печали. Они очень жизненные.
"Могила светлячков", на мой взгляд, один из лучших фильмов о войне, потому что война показана глазами детей - куда уж искреннее, обреченнее и страшнее...

Теперь частенько пересматриваю его фильм "Капли воспоминаний" - как воплощённый в акварели образ ностальгии.

Это фильм о поиске себя и внутренней свободе, о том, что все мы родом из детства, о философии личной целостности и выборе, о невозвратном прошлом и непостижимом настоящем, о человеческой природе и природе вокруг нас. О гармонии и единении души с миром.
Героине не дается арифметика дробей, потому что мир целостен и не делится на части, а прошлое живёт в настоящем...
Мгновения жизни, трепещущие на кончике акварельной кисти.

Цитата, запавшая за край памяти, будто из моего детства прозвучала:
"Ребенок, который съедает свой обед, больше радует маму, чем тот, что пишет эссе"

«Капли воспоминаний» – это история самопознания главной героини, обретения ею подлинной идентичности, которая не совпадает с ее нынешним образом жизни. Будучи стопроцентной горожанкой, Таеко выбирает жизнь в деревне. В каком-то смысле это действительно предпочтение настоящему – прошлого...

Готовясь к поездке, Таеко вспоминает, как в детстве тоже мечтала на каникулы съездить за город. Но деревенских жителей среди родственников Таеко не было, и приходилось ей проводить лето в Токио. Одно воспоминание влечет за собой другие: о купленном отцом ананасе, который оказался страшной кислятиной; о мальчике из параллельного класса, объяснившемся ей в любви; о школьном спектакле, где Таеко досталась роль с одной репликой; о хулигане из неблагополучной семьи, сидевшем с ней за одной партой и т. д. Ничего особенного: жизнь Таеко похожа на любую другую. Эти воспоминания – смешные и грустные одновременно – сопровождают Таеко на протяжении всей ее поездки.

Стремясь подчеркнуть разницу между реальностью и воспоминанием, Такахата использует немного разную графическую манеру («рисовку», как говорят фанаты аниме) в современной и ретроспективной частях своего рассказа. Современные эпизоды отличаются реализмом и почти этнографической дотошностью в изображении сельскохозяйственных работ и той местности, где живут родственники Таеко (район Такасе в Ямагате). Эпизоды, относящиеся к детству героини, более условны по своей стилистике и выполнены в легкой, полупрозрачной, почти обесцвеченной акварельной живописи.

Такахата не объясняет подспудных причин ностальгии, одолевающей его героиню, но они понятны и без пояснений. Таеко потерялась в собственной жизни, которая постепенно стала ей чужой. Вольно или невольно она пытается найти себя – и детские воспоминания служат ей путеводной звездой. Каждое из них привносит какой-то новый штрих в психологический портрет героини, «индивидуализирует» ее в глазах зрителя.

На первый взгляд эти зарисовки из прошлого не имеют прямого отношения к современным событиям в жизни героини. Но лишь погрузившись в прошлое, она находит в себе решимость изменить свое настоящее.

Финал фильма, где Таеко-пятиклассница вместе с однокашниками без слов, одним своим красноречивым присутствием заставляет взрослую Таеко изменить решение и вернуться в деревню, – один из самых волнующих не только в мультипликации, но и в кино вообще.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.