четверг, 14 июня 2018 г.

"Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (1976) / "Формула любви" (1984)

Оригинал взят у ninaofterdingen в Восемнадцатый век в советском кино

Кинопоиск  Кинопоиск

Нижеследующее рассуждение выросло из чисто визуального впечатления, что Марья Ивановна из "Формулы любви" очень хорошо подошла бы на роль главной героини "Сказа.."
Натальи Гавриловны.

Потом появилась мысль, что ведь и по типу сюжета эти две истории очень похожи: юная неискушенная красавица оказывается между двумя претендентами на ее сердце. Один пожилой, умный, опытный, зрелый, второй - молодой красавец. В одном фильме героиня выбирает старшего, в другом младшего, давая разные варианты развития сюжета, но персонажи-то одни и те же. Между ними явное сходство.

Калиостро и Ганибал приезжают из-за границы. Один граф, другой - арап "царского роду". Оба - знатоки в своем деле: граф познал тайны природы и материализаци чувственных идей, Ганибал умеет строить корабли и крепости, инженер-поручик и фортификатор. Оба связаны с героиней пусть не сердечным влечением, но внешними узами несомненно: граф хоть и не муж Марьи Ивановны, но воспринимается как ее хозяин, господин ("Что вы, тетушка, предлагаете, отбить ее у графа?"), а Ганибал обручен с Натальей Гавриловной по царской воле.

Молодой претендент в каждом случае выделяется всего лишь молодостью и пылкостью. В овладении тайнами мастерства он стоит гораздо ниже своего соперника: Алеша признает, что он только читал о таинствах, которые граф превзошел, а Мишка Говоров - мичман без всякого опыта, в то время как Ганибал имеет награды на настоящей войне, он поручик той роты, где государь - капитан.

В сюжете общего мало, но персонажи должны иметь прообраз. Кто это может быть? Если вспомнить античность, без которой никуда, то это видимо богиня любви Венера, ее муж Вулкан и возлюбленный Адонис.

Так объясняется и связь красавицы со старым поклонником, и его занятия. Вулкан - бог, кузнец, волшебник, изобретатель. Божественность персонажа выражается его высоким статусом (граф, "царского рода"), В случае с Ганбиалом эта функция передается царю Петру - он господин, он устраивает брак. Кузнец издавна персонаж хтонический, в случае Ганибала это подчеркивается его внешностью.

Вулкан как кузнец и бог-волшебник связан с подземным миром, с иным миром. Инаковость мира, откуда прибыл Ганибал, подчеркивается в фильме выразительными средствами: детство Ганибала показано мультфильмом, его приключения во Франции - явно декоративным стилем, как водевиль и фарс, пространство украшается надписями, оформлено как старинные картины и т.д. Настоящая жизнь, наш мир, начинается в России, с пересечением границы. В "Формуле любви" приключения Калиостро до появления под Смоленском тоже показаны иным стилем, народчито абсурдно, фарсово, комедийно. Всё серьезное и настоящее начинается в поместье, тут меняется и стиль изображения.

Адонис есть Адонис. История их любви с Венерой протекает не в ином мире, а в нашем, в обычных реальных лугах и полях. Этот момент подчеркнут в "Формуле любви" ("Вы живете на природе, среди простых нормальных людей").

Несмотря на сильную увлеченность 18-го века античностью, я не думаю, что тут прямое влияние античной мифологии, тем более что у древних эти три персонажа в одном сюжетном пространстве не сходятся никогда, и Венера изменяет мужу с Марсом, богом войны. Интересно, что в книге Толстого, по которой снят фильм "Формула любви", типажи выражены далеко не так явно и можно сказать, этой узнаваемой тройки там нет вообще; повесть Пушкина, которая стала основой "Сказа...", не дописана. Опять же, я не думаю, что советские авторы обоих фильмов опирались на какой-то общий источник, актуальный в советской культуре. Однако сходство типажей вызывает мысль об общей основе, которую наверное стоит искать в Европе Нового времени. В 18-м веке этот сюжет стал известен в России и повлиял на тогдашнее искусство, так что при изучении эпохи он задает спектр возможных вариантов образов и сюжетных коллизий.
 

12 комментариев:

  1. Действительно, интересное наблюдение! Жаль, автор только упоминает, но не пытается проанализировать самый пикантный момент: что в одном фильме побеждает "старший, опытный" претендент, а в другом - "молодой и неотесанный" :) Спрашивается, почему же такая разница?

    Лично я, например, и во втором случае предпочла бы Калиостро: мне чрезвычайно нравится, как Нодар Мгалоблишвили справился со своей ролью! Настолько, что он - мой второй кандидат на роль Воланда (а первый - Аль Пачино :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А по мне, так в обоих фильмах молодежь не годиться для 32-го мая. Малахольная она какая-то. Мне юноша из "Формулы любви" напомнил Кирсанова, друга Базарова из "Отцы и дети". Тот тоже всякими идеями забавлялся, прежде чем жениться и остепениться.

      Удалить
  2. То есть, в этом вопросе мы с Вами полностью солидарны :)

    Тем более интересно, почему две сходные героини поступают противположным образом. Рискну выдвинуть такие два предположения. Во-первых, хотя и арап, и Калиостро - мастера своего дела, дело первого - кораблестроение, а второго - шоу-бизнес. Возможно, это последнее показалось девице недостаточно солидным занятием? Во-вторых, если мальчик Алеша из второго фильма и наивен до крайности, все же никаких бесчестных поступков на наших глазах он не совершает, а вот Мишка Говоров - да: а именно, он пропил казенные деньги, выданные ему на учебу. Может, это и объясняет разницу поведения героинь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, надо отталкиваться от авторов. "Арапа" написал Пушкин, а "Калиостро" - Алексей Толстой, которому Мандельштам дал пощечину. Да и снят "Формула любви" был как опровержение "Мюнхгаузена". Это особенно заметно, если посмотреть снятый между этими двумя фильмами "Дом, который построил Свифт". Я об этом писал под рецензией на этот фильм.

      Удалить
  3. То есть, Вы хотите сказать, что Алексей Толстой, будучи сам человеком не слишком порядочным, просто не смог изобразить достойного старшего героя?

    А в каком смысле "Формула" - опровержение "Мюнхгаузена"? Мне такая мысль не приходила в голову. "М." - мой любимый фильм у Захарова, а вот "Свифта" я даже не смогла осилить, несмотря даже на то, что там в одной из главных ролей любимый мною Александр Збруев. На мой взгляд, "Свифт" - это абсолютный надир этого режиссера :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Время написания "Калиостро" - конец 1918 - начало 1919 года, Одесса, закончен в 1921 году в Париже. Вопрос: какие настроения нашли отражение в этой повести?

      Я тоже ни разу не осилил "Свифта" целиком. Вроде бы и приемы все те же, что в "Мюнхгаузене", а герои все мрачные и подавленные. Такое чувство, словно авторы "Мюнхгаузена" пытались рассказать о давлении, которое на них оказывали после "Мюнхгаузена". А "Формула любви" - уже полная и безоговорочная капитуляция. Мюнхгаузен превращен в придурковатого Лешу, а маразматичный герцог в здравомыслящего сельского врача.

      Удалить
  4. Вообще-то авто Формулы любви Горин.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Мюнхгаузен" - это Горин, а сколько Горина в "Формуле любви", я судить не берусь.

      Удалить
    2. Чего проще заглянуть в А.Толстого, там ничего нет от Формулы любви.

      Удалить
    3. Тогда метаморфозы от "Мюнхгаузена" к "Формуле" выглядят еще более странными.

      Удалить
  5. Мне, честно сказать, даже не приходит в голову сопоставлять Мюнхгаузена с этим Лешей, история которого кажется мне не слишком заслуживающей внимания. Мне в "Формуле" нравится Калиостро, а еще - "Маре белла донна" :) А разве каждый фильм непременно должен быть политическим памфлетом? Собственно, и "Мюнхгаузен" ведь таковым не является.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. При тоталитарном режиме любой фильм воспринимается властью как политический памфлет. Ведь не по эстетическим соображениям многие шедевры оказались на полке. Недавно в фильме "Молодой Годар" услышал его реплику: "Решение не заниматься политикой является политическим решением".

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.