вторник, 26 июня 2018 г.

"Теорема" (1968)

Оригинал взят у adzhaya в Теорема / Teorema (Италия, 1968, реж. и сценарист Пьер-Паоло Пазолини)

Кинопоиск

Притча о свободном распоряжении нематериальной ценностью. Пятеро взрослых людей (глава, чада и домочадцы богатого семейства) получили равновеликие дары в форме безупречно качественного секса. Дары совершенно одинаковы, но распорядился ими каждый персонаж по-своему, в широком спектре от сугубо физиологических реакций до интеллектуальной и духовной рефлексии.

Кто во что горазд - но в итоге ни одной методики преодоления посткоитальной депрессии, какую зрители могли бы применить с практической пользой. А ведь индивидуальные опыты ставились в сфере, где все мы равно компетентны. Что же тогда случилось бы в сферах, где ещё и компетентность по нулям? То есть, что же случится с заводом, переданным в первом же кадре фильма в собственность трудового коллектива, к полной растерянности последнего? Плевать на сексуально озабоченную пятёрку, но с заводом-то что?!

Пазолини не был бы сам собою, то бишь коммунистом и христианином одновременно, если бы не вдарил прицельно по какому-нибудь эпохальному самообману, потрясавшему доверчивые умы из поколения в поколение. В данном случае, это классика среди классик, википедийный комплект тезисов для оппонирования марксистов евангелистам. А именно, с одной стороны, марксистское "от каждого по способностям, каждому по потребностям", с другой стороны, новозаветное "зарывший талант и пустивший талант в дело". Вот почему ведущее свойство "Теоремы" - монументальная, небывалая симметричность. Потребности - способности, зарыть - пустить в дело.

Зритель в постфильмовой рефлексии довольно быстро добирается до осознания, что принимал за теорему пафосные афоризмы противоборствующих сторон. А ведь только теорема реально полезна, потому что действенна, потому что внутренне непротиворечива, потому что зиждется на аксиомах. Мы можем 300 лет не знать, почему оно там всё работает, как в случае со знаменитой теоремой Ферма, но отлично пользоваться.

Сколь же велик соблазн всего лишь докопаться до ошибок в цепочке посылок и выводов и превратить всё те же афоризмы в универсальную теорему, бессмертную в любой системе координат. Узнать, как всё-таки наверняка отдавать по способностям, а получать по потребностям, чтоб стопудово беспроигрышно.

Скажем, персонажи "Теоремы" всего лишь взяли от благого дара то, что были готовы получить, а вовсе не всё целиком. Поэтому ни тема с потреблением по потребностям, ни тема с приумножением пущенного в дело, - ничто не сработало во благо.

Но что, если рецепт не дастся так просто? Википедия не даст заплутать во тьме невежества: чтобы применяемые нами теоремы оставались действенны, их всего лишь нельзя извлекать из евклидова пространства. В неевклидовом пространстве наши ходовые теоремы - трупы. Пазолини предусмотрел и это. "Теорема" птицей легкокрылой выламывается из евклидова пространства социальной философии для зануд с её типовым набором детерминант. Но сделано всё в таких узнаваемых, понятных формах, что рецензенты зациклились на буржуазном статусе персонажей и ритуально спотыкаются мыслью о служанку.

Впрочем, итоговая теорема может состоять в том, что накося выкуси тебе получать и пускать в дело. Вот и Пазолини отдавал по гениальности, а получил по протоколу осмотра найденных останков.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.