вторник, 20 июня 2017 г.

"Конец парада" (2012)

Оригинал взят у beauty_spirit в Конец парада /Parade's End/ 2012

Кинопоиск

Еще один мини-сериал «сделано в Британии», который меня несказанно порадовал. Это адаптация небезызвестным Томом Стоппардом неизвестной (мне лично, разумеется) тетралогии «Конец парада» Форда Мэдокса Форда, с которой Стоппард долго носился, пробивал и пел дифирамбы, как великому произведению. В течении первой серии в голове крутилась одна мысль – «Акела промахнулся», в смысле, чего-то лоханулся ваш Стоппард с объектом. Сериал позиционировался как «Даунтон для умных», но вначале увидев все эти метания внутри любовного треугольника и не вписывающиеся в здоровую логику поступки персонажей, еще помню, подумалось – «если это не мыло, то что тогда мыло вообще?» Врубилась где то ближе ко второй и все озарилось светом понимания. Там же все как мы любим - Бель эпок, аристократия, старая Британия, Первая мировая, самурайский долг, «закат Европы», треснувший мир, наклонившийся как колосс, который вот-вот упадет. Словом «конец парада» и это название будет обыграно в фильме неоднократно.

Начинается все очень странно. Кристофер Тидженс, богатый аристократ и джентльмен, голубая кровь и белая кость, крайне озабочен соблюдением приличий и моральных принципов, которые простираются у него до небесных пределов и выше. В первых кадрах нам скороговоркой сообщают, что дуя в эту моральную дудочку, он переспал со случайной попутчицей в купе. Дама в дальнейшем беременеет, причем возможно не от него и он об этом прекрасно знает, но решает проявить благородство и жениться, чтобы спасти репутацию «леди». Притом, что видит в будущей жене только одну положительную сторону (а она собственно и есть одна) – ту, которая была ему явлена в купе. Как приличия, мораль и секс в купе с малознакомой женщиной сочетаются – я ума не приложу, но это еще ерунда. За главные чудеса логики там отвечает эта новоявленная жена Сильвия. Вначале она занимается сексом с человеком, который у нее на тот момент даже физического влечения не вызывает, потом выходит за него замуж, при этом презирая мужа за все подряд – начиная от того, что он проводит досуг правя статьи в Британской энциклопедии, заканчивая тем, что он на ней «такой» женился. Причем она вовсе не молчит о своем отношении к нему, а регулярно манифестирует его, в том числе и прилюдно, как будто перед ней стоит пятилетний план по превращению совместной жизни в максимально невыносимую. В принципе ей может это и удалось бы, но муж, принимающий данную модель поведения с образцовым британским хладнокровием и снисходительным пониманием, бесит ее еще больше, чем она его (хотя куда уж больше?). В какой-то момент она вдруг на ровном месте объявляет, что мужа любит и только его в жизни по-настоящему и любила, а в доказательство своих чувств (вот никогда не догадаетесь!)… уезжает с любовником. Реакция Тидженса? Ноль реакции. По-крайней мере публично. Дальше Сильвия любовнику объявляет о том, что на самом деле любит мужа и собирается возвращаться. Любовник бесится, а от Тидженса по-прежнему реакции нет. Так или иначе, жену он принимает, ибо «приличия-с» и ради сына, но после такой бурной демонстрации чувств, он принимает от нее эстафету партизанской войны и перестает спать в одной постели. Как ни странно, Сильвию это пронимает и у нее начинается уже натуральная истерика на протяжении последующих лет пяти, периодически прерываемая поездками в монастырь (да-да, она еще и ревностная католичка при жизни такой). Мужа с тех пор она любит еще больше, оказывается ему верна, но при нем по-прежнему ведет себя так, что любой другой уже давно бы спустил ее с лестницы пинком, кинув для порядка чемоданы вслед. Только вот Тидженс ведет себя образцово корректно и это его главная беда - опять же случайная встреча с молоденькой феминисткой, они друг друга любят, но разводится нельзя, приличия, принципы… Короче сущий ад… И это только начало и содержимое всего лишь первой серии. Дальше всю эту троицу ждет много событий, Первая мировая война, и война холодная – между собой и с самими собой.
Скажу честно, что поначалу смотрела как на фарс. Там действительно много смешного. И артист Кэмбербетч в роли Тидженса смешной – его там вставляют накладки в рот и одевают в плохо сидящие костюмы, увеличивающие объем, ибо герой по книге полный, Кэмбер то нет (выбор актера, кстати, решение Стоппарда и все вопросы к нему). Накладки мешают актеру не только играть, но даже нормально артикулировать, но не мешают мучится (в первую очередь мучится от накладок). Забавно и то, что за этим странным человеком убиваются сразу две, отнюдь не последние по сюжету, бабы. Ну окей – фарс, так фарс, сатира, великолепные стоппардовские диалоги зато. Хотя возможно они и из первоисточника (не тычьте книжкой, говорю же - не читала, поэтому не скажу) но Стоппард мог такое написать, поэтому называю их «стоппардовскими». Великолепный паноптикум вырожденческих персонажей - тогдашней аристократии и нарождающегося класса дельцов. Но вскоре становится не совсем не смешно. Когда понимаешь, что вся несуразность главного героя – это не его проблема, а всех остальных и того времени в которое он живет. Ну а кто же еще виноват, что по благородным рыцарским принципам живет только он, а не все остальные? Он то прожил достойную и правильную жизнь, в которой возможно не было места бурной любви или семейному счастью, но он прожил ее красиво. Если считать жизнь сложным архитектурным сооружением, вроде родового замка, то он ни в чем не отступил от своего «я» и не нарушил красоты форм, не разрушил архитектуру. Таким людям, стоикам, сложно жить (зачастую даже трагически сложно), и понятно, что социум из своей системы уравнений стремится вычеркнуть, но у них есть принципы, ради которых стоит жить и умирать, а если подумать по каким принципам строит само общество, то ничуть не жаль если кто-то им не следует и живет согласно собственной модели. Хотя понятно, что это все обман, иллюзия, и сам герой это почувствует, когда война покажет зубки, но как-то вспоминается название фильма Ренуара тоже про Первую мировую и джентльменское поведение на ней – «Великая иллюзия» называется. Короче, если это и иллюзия, то великая, а менять свои моральные императивы некоторым еще сложнее, чем жить по ним. Остается только сыграть жизнь по принципам, как по нотам - неподъемная задача для большинства современных людей.
ЗЫ прочитала статью в НьюТаймс про сериал. Автор не прав в одном, говоря о главном герое: «Поэзия для него закончилась на лорде Байроне, проза тоже где-то там же, и, как он говорит, если бы он жил в XVIII веке, то уповал бы на возвращение к ценностям века XVII, и так далее.» Чувак вовсе не такой уж ретроград – он восхищается современной живописью (сцена, когда Сильвия приносит в дом картину) и приветствует феминистическое движение. Он скорее что-то типа денди в 19 веке, только те эпатировали общество своим свободомыслием, а этот шокирует как бы обратным. Заметьте, что он совершенно не вписывается даже в свою тусовку! Но если автор на счет тренда прав (я же разбираюсь в трендах и в том, что нынче продается), то это как-то страшно. Как будто готовят нас потихоньку к чему-то - к Третьей мировой или вроде того.
 

1 комментарий:

  1. Бывает так, что из рецензии больше узнаешь об авторе, чем о самом фильме. "Хотя понятно, что это все обман, иллюзия, и сам герой это почувствует, когда война покажет зубки..." Автор уверена, что принципы, на которых стоит общество, отличаются от принципов главного героя. Все эти кодексы чести и нормы морали - мишура, за которой скрывается "реальная жизнь". Вот и автор предыдущей рецензии на "Летят журавли" тоже ищет за поступками героя Баталова "реальные мотивы".

    Я обратил внимание, что рецензия была написана 23 ноября 2013 года, а моя статья "Любовь и смерть" - 3 ноября.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.