суббота, 5 мая 2018 г.

"Через тернии к звездам" (1980)

Оригинал взят у galina_guzhvina в "Через тернии к звёздам"

Кинопоиск

И кажется Вселенная сама одной лабораторией огромной

Горькая обида в адрес обманувшего будущего и оказавшегося жестоким Прекрасного Далёка - вот самая, по-видимому, модная в настоящий момент общественная эмоция в отношении позднесоветской условной Алисианы. Полдень земного человечества, упразднившего границы, деньги, личную неустроенность, победившего войны, бедность, болезни, - не только не наступил, но сам был упразднён даже в виде маячащего социально-научного идеала. Выяснилось, что чем кропотливо устранять изводящие человечество напасти, гораздо проще перевести их в разряд вариаций нормы, а для вящего приятия этой подмены - устранить будоражащую, зудящую в личных несовершенствах каждого мечту.

Если беспристрастно посмотреть сейчас "Через тернии к звёздам" (настоящий, в отличие от "Гостьи из будущего", флагман Алисианы), то драматически в глаза первым делом бросается чрезмерная, до жестокости доходящая требовательность человека будущего к себе - и, опосредованно, к окружающим. Его жизнь подчинена железной дисциплине труда на постоянно отодвигаемом пределе собственных возможностей и долга, стоящего над любыми соображениями личных симпатий и выгод. В следовании этому долгу - а отнюдь не в жизненных сладостях свободы, покоя, любви, да что там, самого творчества! - единственные его радость и счастье. Миром полудня правит жёсткий, навязываемый извне и самонавязываемый анти-гедонизм, принуждение к аскезе и самоотречению. Это мир сильных, закалённых, оттренированных, равно презирающих опасность и спасительные лазейки, готовых ради помощи другим выйти без скафандра под кислотный дождь, отдать на опыты дитя, остаться навсегда в зоне заражения. Такому миру мучительно трудно соответствовать. А потому велик соблазн осмеять, принизить, обрызгать грязью его величие.

Антиутопия планеты Деса с её подцензурным титром "все кадры мёртвой цивилизации были сняты на Земле" сама просится быть истолкованной из современной перспективы. Злобный карлик-капиталист, наживающийся на экологической катастрофе, дорого продавая условно экологический лайф-стайл и прикрываясь аргументарием "Гринписа"; злонамеренное воспроизводство и якобы гуманная, якобы инклюзивная эстетизация генетических уродств; фиксация на обнаружении центров послушания у самых сильных, самых потенциально могущественных особей и попытки употребить их во зло; наконец, бессмысленная, прожорливая, всё сметающая на своём пути биомасса - все эти символы без труда натягиваются на нынешние постиндустриальные реалии, вскрывают их нехитрую подоплёку. Погибшие планеты кричат и взывают: не спасли! не уберегли! бойтесь теперь за себя! Так почему же мы их не послушались тогда? Может быть, слишком громко кричали? слишком сильно, слишком непропорционально утомительно пугали, тогда как "в огне и буре плавала Сибирь, Европа двигала свое большое тело, а солнце, как огромный нетопырь, сквозь желтый пар таинственно глядело" ?...

Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за второе место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало мая.
 

9 комментариев:

  1. вечное нытье тех кто не пошел "без скафандра под кислотный дождь" не в 91 году, не в 93-м :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В этом была особенность советского воспитания. С одной стороны, безропотное подчинение любым, самым нелепым приказам, что трактовалось как самоотверженность, а, с другой стороны, полное отсутствие инициативы. То есть, если скажут - пойдут, а если не скажут, то даже под обычный дождь не сунуться. Поэтому в 91-м году путч и провалился. Те, кто его поддерживали, были безынициативные, инертные люди, в то время, как его противники были на самом деле самоотверженные люди.

      Удалить
  2. вспоминал советскую фантастику, про какую хотя бы слышал. От начала. Не могу отделаться от мысли что Стругатские и Кир Булычев использовали такой изопов язык.
    Им нужны были миры будущего с нереальными технологиями, но в будущем должен был наступить коммунизм. Будущее без коммунизма цензура бы не пропустила. Ну так они и давали коммунизм на Земла, который как я понимаю подробно не описывали. А все антиутопии выносили на другие планеты. Там можно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В этом смысле самым показательным является "Кин-дза-дза". Там вся советская действительность была перенесена на Плюк.

      Удалить
  3. Игорь Можейко (Кир Булычев) был очень странный человек.
    Видел программу про него где он сам рассказывает. Специалист по Бирме... Но в его сюжетах не чего-то похожего на Юго-Восточную Азию, не буддизма я не увидел

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Один из Стругацких тоже был востоковедом. Но влияние Востока в их произведениях нужно искать не на поверхности сюжета, а в самом подходе к описываемым событиям. Но чтобы это увидеть, надо очень хорошо разбираться в восточной философии, буддизме, даосизме и т.п.

      Удалить
  4. "Его жизнь подчинена железной дисциплине труда на постоянно отодвигаемом пределе собственных возможностей и долга, стоящего над любыми соображениями личных симпатий и выгод"
    Не должен человек подчинять свою жизнь другим соображениям, кроме собственных симпатий и выгод. Потому что тот, кто подчиняет свою жизнь "общим интересам" в конце концов просто служит чужим выгодам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так или иначе мы все подчиняем свою волю общим интересам. Общие интересы не означает чужие. Но, с другой стороны, превращаться в винтик исторического материализма тоже не стоит. На самом деле, выбор не между личным или общественным, своим или чужим. Вопрос в идеалах, которым служит человек и в методах, которыми он их осуществляет.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.