Оригинал взят у jacob_burns в 12 обезьян / 12 Monkeys (1995)
Кинопоиск
Фильм состоит из двух временных пластов (двухминутный вояж в начало двадцатого века игнорируем, но забавно, что создатели фильма считают, будто Первая Мировая состоялась в 20-х годах). Прежде всего это антиутопический "Бразилия-стайл" мир будущего.
Абсурдистский визуал Гиллиама вполне привычен и понятен. Социально же это власть ученых, и кроме их самих и охранников мы не видим в кадре ни одного свободного человека - все в этом мире сидят в тюрьме, Коула манят морковкой в виде амнистии, но уже будучи помилованным он все равно предстает перед комиссией в оковах. Ясно, что для Коула свободы в этом мире нет.
Но и тюремщики несвободны.Люди - изгои в собственном мире. Коул собирает на поверхности вполне здоровых на вид паучков и таракашек, а за ним наблюдают спокойные и величественные звери, цари нового мира, лев и медведь.
Постапокалиптичность мира будущего понятна и оправдана, но и "наше время" показано не лучше.
Разруха и нищета здесь как в лучших образцах антиутопий 90-х, с правами человека тоже не все гладко, уж точно не в психушке.
Звездой шоу, конечно же, является Джеффри, абсолютно безумный папин сынок с левыми идеями. И это одна из самых ярких ролей Брэда Питта. В психушке Джеффри выглядит и ведет себя как законченный псих, и Питт роскошно отрабатывает весь визуал пациента дома скорби, с характерной мимикой, нарушенной координацией движений, безумным взглядом. Джеффри все время на взводе, он не знает покоя, может взорваться про любому поводу (так он постоянно орет на бедолаг, садящихся в "его кресло").
После же Коул встречает его на богатом приеме, устроенном влиятельным отцом, звездой науки. И здесь Джеффри вроде бы обретает некий лоск, приличествующий его социальному положению. Он холодный, даже скользкий мажор, купающийся в лучах славы и богатства папочки. Но стоит ему перемолвиться с Коулом парой слов, сквозь аристократичный образ во фраке проступает жалкое существо, не способное пребывать в душевном равновесии.
В фильме Гиллиама (как и всегда) безумны все. Джеффри, сумасшедший по определению, Коул, явно лишний в этом мире, последователи Джеффри, считающие его великим человеком и харизматичным лидером, доктор Рэйли, повернутая на синдроме Кассандры, а после с упоением погруженная в Стокгольмский синдром. Грабители в заброшенном театре, даже забавный сутенер, напавший на "сладкую парочку" в номере, себе на горе (эпизодический, но яркий образ, Гиллиаму традиционно удаются карикатурные персонажи).
Образцом стабильности и разума здесь выступает доктор Гоинс (Пламмер) - отец Джеффри. Но именно он вызывает у зрителя максимальную антипатию. Прежде всего как носитель богатства и власти в нищем, измученном мире (а я уже говорил, что "настоящее" показано предельно антиутопично, да и весь фильм следует крайне левой парадигме, чего только роскошные речи Джеффри стоят). Ну и мы знаем, что этот человек изобрел вирус. погубивший человечество, так что какие уж тут симпатии. Тем не менее персонаж Пламмера ведет себя разумно и с достоинством, не теряя такового даже в руках "12 обезьян" - безумных фанатиков под руководством его безумного сына.
Главная тема фильма - предопределенность. Она задается с первых же кадров. Коул видит один и тот же сон, в котором он, еще мальчуган, смотрит на собственную смерть в аэропорту, и Кэтрин, рыдающую над его телом.
Путешествия во времени - крайне благоприятный материал для размышлений на тему, можно ли что либо изменить. Гиллиам упорно открещивается от любых временных коллизий. Коул с самого начала декларирует, что он прибывает в 90-е не для того, чтобы предотвратить катастрофу, а только чтобы заполучить образцы вируса. Спасти человечество не в настоящем, а в будущем, которое еще не настало ни для кого. "Что произошло, то произошло". Но попав в прошлое, он все же втягивается в эту гонку, пытается остановить Джеффри. ЧТо же выходит? Он наводит Джеффри на мысль о 12 обезьянах. Сперва в клинике, что обернулось никчемной молодежной группой за спасение животных. Потом он находит Джеффри на приеме, и там дает очередной толчок его фантазии, его безумию. В итоге группа, организованная ничтожеством-шизофреником, совершает ничтожный шизофренический теракт. Сигналы же, интерпретируемые учеными в будущем, - плод поступков Коула и Кэтрин. Все до единого.
Твист в финале фильма создает новый уровень предопределенности. Коул не мог что либо предотвратить, потому что он вообще здесь не причем, равно как и пресловутые 12 обезьян. Все усилия Джеймса и Кэтрин работали на ложный след. Истинная причина - помощник Гоинса, такой же скользкий и безумный, как Джеффри, никуда более респектабельный доктор Питерс (Морс).
Попытка же разобраться с Питерсом замыкает последний круг причин и следствий. Коул погибает на руках плачущей Кэтрин, на глазах себя самого в детстве, как и было показано в его сне.
Последний вопрос, неизбежно поднимаемый такой сюжетной конструкцией - существует ли мир будущего, или все происшедшее в 2039 - безумные видения шизофреника? Есть некоторые моменты, которые могли бы работать на такую трактовку. Прежде всего четкая симметрия между происходящим в прошлом и будущем. Комиссия врачей в 2039 рассаживается точно также как и психиаторы в больнице. Медведь и лев, наблюдающие за вылазкой Коула в начале фильма, в его конце оказываются на плакатах в 1996. Кэтрин кажется, что она встречала Коула. Коул слышит голос, происхождение которого так и не объяснено в фильме.
Но тут Гиллиам и не думает кокетничать со зрителем. "Видения" всегда опережают их возможный источник. И сама Кэтрин опровергает версию безумия, оперируя фактами, сценами из "настоящего" - случай с мальчиком, исчезновения Коула и так далее. Ну и конечно же поведение Питерса не дает никаких событий - фильм заканчивается непосредственно перед началом эпидемии.
Резюмирую. Какую же картину нам рисует Гиллиам? Миром правят ученые. Один из них создает гибельный вирус, другой похищает. Ученые правят психиатрической лечебницей, которая вполне себе метафора всего мира, в будущем ученые превратили весь мир в гибрид тюрьмы и психушки, правят же они этим миром со звериной жестокостью. Все происходящее в фильме - путешествия Коула между двумя кругами ада, которые отличаются только качеством воздуха. Вся его суета - только пустые надежды, которые усиливают страдания.
Как и все антиутопии Гиллиама "12 обезьян" отличаются весьма впечатляющем видеорядом, колоритнейшими персонажами, которых играют прекрасные актеры, а также роскошным текстом. Классика.
Кинопоиск
Фильм состоит из двух временных пластов (двухминутный вояж в начало двадцатого века игнорируем, но забавно, что создатели фильма считают, будто Первая Мировая состоялась в 20-х годах). Прежде всего это антиутопический "Бразилия-стайл" мир будущего.
Абсурдистский визуал Гиллиама вполне привычен и понятен. Социально же это власть ученых, и кроме их самих и охранников мы не видим в кадре ни одного свободного человека - все в этом мире сидят в тюрьме, Коула манят морковкой в виде амнистии, но уже будучи помилованным он все равно предстает перед комиссией в оковах. Ясно, что для Коула свободы в этом мире нет.
Но и тюремщики несвободны.Люди - изгои в собственном мире. Коул собирает на поверхности вполне здоровых на вид паучков и таракашек, а за ним наблюдают спокойные и величественные звери, цари нового мира, лев и медведь.
Постапокалиптичность мира будущего понятна и оправдана, но и "наше время" показано не лучше.
Разруха и нищета здесь как в лучших образцах антиутопий 90-х, с правами человека тоже не все гладко, уж точно не в психушке.
Звездой шоу, конечно же, является Джеффри, абсолютно безумный папин сынок с левыми идеями. И это одна из самых ярких ролей Брэда Питта. В психушке Джеффри выглядит и ведет себя как законченный псих, и Питт роскошно отрабатывает весь визуал пациента дома скорби, с характерной мимикой, нарушенной координацией движений, безумным взглядом. Джеффри все время на взводе, он не знает покоя, может взорваться про любому поводу (так он постоянно орет на бедолаг, садящихся в "его кресло").
После же Коул встречает его на богатом приеме, устроенном влиятельным отцом, звездой науки. И здесь Джеффри вроде бы обретает некий лоск, приличествующий его социальному положению. Он холодный, даже скользкий мажор, купающийся в лучах славы и богатства папочки. Но стоит ему перемолвиться с Коулом парой слов, сквозь аристократичный образ во фраке проступает жалкое существо, не способное пребывать в душевном равновесии.
В фильме Гиллиама (как и всегда) безумны все. Джеффри, сумасшедший по определению, Коул, явно лишний в этом мире, последователи Джеффри, считающие его великим человеком и харизматичным лидером, доктор Рэйли, повернутая на синдроме Кассандры, а после с упоением погруженная в Стокгольмский синдром. Грабители в заброшенном театре, даже забавный сутенер, напавший на "сладкую парочку" в номере, себе на горе (эпизодический, но яркий образ, Гиллиаму традиционно удаются карикатурные персонажи).
Образцом стабильности и разума здесь выступает доктор Гоинс (Пламмер) - отец Джеффри. Но именно он вызывает у зрителя максимальную антипатию. Прежде всего как носитель богатства и власти в нищем, измученном мире (а я уже говорил, что "настоящее" показано предельно антиутопично, да и весь фильм следует крайне левой парадигме, чего только роскошные речи Джеффри стоят). Ну и мы знаем, что этот человек изобрел вирус. погубивший человечество, так что какие уж тут симпатии. Тем не менее персонаж Пламмера ведет себя разумно и с достоинством, не теряя такового даже в руках "12 обезьян" - безумных фанатиков под руководством его безумного сына.
Главная тема фильма - предопределенность. Она задается с первых же кадров. Коул видит один и тот же сон, в котором он, еще мальчуган, смотрит на собственную смерть в аэропорту, и Кэтрин, рыдающую над его телом.
Путешествия во времени - крайне благоприятный материал для размышлений на тему, можно ли что либо изменить. Гиллиам упорно открещивается от любых временных коллизий. Коул с самого начала декларирует, что он прибывает в 90-е не для того, чтобы предотвратить катастрофу, а только чтобы заполучить образцы вируса. Спасти человечество не в настоящем, а в будущем, которое еще не настало ни для кого. "Что произошло, то произошло". Но попав в прошлое, он все же втягивается в эту гонку, пытается остановить Джеффри. ЧТо же выходит? Он наводит Джеффри на мысль о 12 обезьянах. Сперва в клинике, что обернулось никчемной молодежной группой за спасение животных. Потом он находит Джеффри на приеме, и там дает очередной толчок его фантазии, его безумию. В итоге группа, организованная ничтожеством-шизофреником, совершает ничтожный шизофренический теракт. Сигналы же, интерпретируемые учеными в будущем, - плод поступков Коула и Кэтрин. Все до единого.
Твист в финале фильма создает новый уровень предопределенности. Коул не мог что либо предотвратить, потому что он вообще здесь не причем, равно как и пресловутые 12 обезьян. Все усилия Джеймса и Кэтрин работали на ложный след. Истинная причина - помощник Гоинса, такой же скользкий и безумный, как Джеффри, никуда более респектабельный доктор Питерс (Морс).
Попытка же разобраться с Питерсом замыкает последний круг причин и следствий. Коул погибает на руках плачущей Кэтрин, на глазах себя самого в детстве, как и было показано в его сне.
Последний вопрос, неизбежно поднимаемый такой сюжетной конструкцией - существует ли мир будущего, или все происшедшее в 2039 - безумные видения шизофреника? Есть некоторые моменты, которые могли бы работать на такую трактовку. Прежде всего четкая симметрия между происходящим в прошлом и будущем. Комиссия врачей в 2039 рассаживается точно также как и психиаторы в больнице. Медведь и лев, наблюдающие за вылазкой Коула в начале фильма, в его конце оказываются на плакатах в 1996. Кэтрин кажется, что она встречала Коула. Коул слышит голос, происхождение которого так и не объяснено в фильме.
Но тут Гиллиам и не думает кокетничать со зрителем. "Видения" всегда опережают их возможный источник. И сама Кэтрин опровергает версию безумия, оперируя фактами, сценами из "настоящего" - случай с мальчиком, исчезновения Коула и так далее. Ну и конечно же поведение Питерса не дает никаких событий - фильм заканчивается непосредственно перед началом эпидемии.
Резюмирую. Какую же картину нам рисует Гиллиам? Миром правят ученые. Один из них создает гибельный вирус, другой похищает. Ученые правят психиатрической лечебницей, которая вполне себе метафора всего мира, в будущем ученые превратили весь мир в гибрид тюрьмы и психушки, правят же они этим миром со звериной жестокостью. Все происходящее в фильме - путешествия Коула между двумя кругами ада, которые отличаются только качеством воздуха. Вся его суета - только пустые надежды, которые усиливают страдания.
Как и все антиутопии Гиллиама "12 обезьян" отличаются весьма впечатляющем видеорядом, колоритнейшими персонажами, которых играют прекрасные актеры, а также роскошным текстом. Классика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.