Оригинал взят у stranikmegzvezd в Трудно быть богом (2013), режиссёр: Алексей Герман
Кинопоиск
Смотрите, смотрите, друзья мои, думал Румата, медленно поворачивая голову из стороны в сторону. Это не теория. Этого никто из людей еще не видел. Смотрите, слушайте, кинографируйте... и цените, и любите, черт вас возьми, свое время, и поклонитесь памяти тех, кто прошел через это! Вглядывайтесь в эти морды, молодые, тупые, равнодушные, привычные ко всякому зверству, да не воротите нос, ваши собственные предки были не лучше...
Думаю, многие из тех, кто ждал фильм, теперь имеют право обвинить Германа во всех грехах и объявить анафему. Потому что получившаяся в итоге без малого трехчасовая лента, строго говоря, не может и не должна определяться как экранизация. Герман не стал переносить на экран книгу Стругацких, Герман воплотил обновленные временем размышления на тему поднятых советскими фантастами проблем.
Сюжет и образы персонажей во многом изменены, так что связь с книгой подчас улавливается только по отдельным, характерным репликам или кадрам, наполнение которых вызывает из памяти строчки описания какого-то особенного, значимого момента. Атмосфера... Книга Стругацких вмещала в себя многое: приключения, толику романтики, ту самую фантастику, представленную отеческим взглядом извне, с небес, где за облаками и далее во тьме космоса, на такой знакомой и в тоже время отличной Земле волей авторов воплотился лучший мир. Также в книге была и грязь, невежество, кровожадность и лихо управляющаяся со всеми ими беспринципная хитрость. Последняя связка служила основой истории и именно вокруг неё выстраивалась вся остальная сюжетная мозаика. У Германа основа превращается из элемента в целое, буквально пропитывая собой каждый кадр.
История состоит из падений и взлетов. Так Средневековье записало себя в память человечества серой отметиной культурного упадка, из пыли которого проклюнулся и поднялся к солнцу яркий цветок Возрождения. Но на чужой, безымянной планете подобного так и не случилось. Рвущийся к власти интриган подобно безумному садовнику стал вырывать из земли едва проклюнувшиеся ростки разума. Этими трудами окружающий мир превращен в хищное болото, в котором барахтается, теряя силы с каждым движением, то, что еще каким-то чудом сохраняет в себе последние черты общества. Общества, в тоже время уже практически готового перейти грань и стать неотличимым от дикой, звериной стаи, а потом и вовсе исчезнуть, растворившись в тумане забвения.
Зрелище на самом деле гнетущее и мерзкое, но так и должно быть. Потому что созданное Германом послание изначально рассчитано на погружение сознания зрителя в самую глубь пожирающей всякую культуру трясины. Здесь лежит пространство откуда всевозможными оттенками серости изгнаны все остальные краски. Здесь на границе между непроницаемой мглой и неземным белым светом решившемуся на просмотр уготовано серьезное испытание.
С первой до последней секунды фильм заполнен символами. Отдельные кадры и целые сцены обращаются к зрителю, а порой и беззвучно кричат прямо ему в уши. Жестокий прием, но никак иначе нельзя пробить пестрый кокон иллюзий, окружающий практически каждого современного человека. Мы живем в больших городах, в уютных и чистых квартирах. Мы ходим на работу в офис, расположенный в сверкающем на солнце стеклом и сталью небоскребе. Каждый день мы пользуемся огромным количеством стильных технических премудростей. Каждый из нас с самого раннего детства знает что такое добро, любовь и милосердие. Каждый из нас ценит в ближнем своем ум, начитанность и хорошие манеры. Мы фотографируем элементарные частицы, исследуем Марианскую впадину, регулярно обновляем состав экипажа на МКС и, возможно, завтра-послезавтра ступим на Марс, а с него отправимся дальше, в межзвездное пространство. Кто мы?
- Возможно, Вас извергла бездна. Возможно, Вы - сын Бога.
- Сам затрудняюсь.
Чтобы ответить, придется погрузиться на самое дно, заставить себя дышать пропитанным гнилью воздухом, пройтись по уходящей из-под ног земле, заглянуть в самые мрачные, темные и вонючие закоулки и увидеть там... нет, не химеру, но подобного себе, то есть - человека. Человека, почти потерявшего свой человеческий облик, ставшего сосудом для лжи, злобы, разврата, нежества и лени, словом всех тех пороков, которые властвуют и в нашем мире. Так получается, что нет никакой другой планеты, есть наш с вами мир, с которого сорвана привычная цветастая маска для того, чтобы мы нашли в себе силы и увидели то, от чего так упорно отворачиваемся в иное время.
Имеющий глаза - да увидит, являющийся человеком - да сумеет сохранить себя таковым, потому что, если жизнь в королевстве Арканарском - это настоящее испытание для сошедшего с небес бога, рискующего оступившись обратиться в дьявола, то жизнь в реальном мире - испытание для человека. Потому что богом быть трудно, но и оставаться человеком тоже непросто.
Мы источник веселья - и скорби рудник.
Мы вместилище скверны - и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир - многолик.
Он ничтожен - и он же безмерно велик!
Оригинал взят у isaak_rozovsky в О фильме "Трудно быть богом"
Я очень ценю творчество Алексея Германа. А два его фильма "Мой друг Иван Лапшин" и "Хрусталев, машину" считаю шедеврами и классикой мирового кино. Понятно, что выхода на экраны "Трудно быть богом" я ждал с нетерпением, но и с опаской. Опаска была обусловлена тем, что, как я полагал, за чуть ли не 20 лет съемок фильма самому режиссеру, да и всей съемочной группе, невозможно сохранить первоначальное горение и энтузиазм (даже если они и были). И от всего вдохновения остаются лишь головешки, как от потухшего костра.
И вот я, наконец, посмотрел этот последний фильм великого мастера. И мои самые худшие опасения подтвердились. Если перевести этот 3-хчасовой фильм на язык презренной прозы, то ничего, кроме набора самых избитых банальностей, не остается. А произносить их как-то даже неловко. Уж лучше ограничусь микрорецензией в стихах, которые "выпелись" сразу по просмотре увиденного. (Подчеркиваю, что это мое сугубо личное мнение)
Все в мире – кровь, говно и грязь.
Мы в этом ползаем как слизни,
Блюя, рыгая, матерясь,
И называем правдой жизни.
Про то говно снимать кино
Довольно глупо и безвкусно...
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
Кинопоиск
Смотрите, смотрите, друзья мои, думал Румата, медленно поворачивая голову из стороны в сторону. Это не теория. Этого никто из людей еще не видел. Смотрите, слушайте, кинографируйте... и цените, и любите, черт вас возьми, свое время, и поклонитесь памяти тех, кто прошел через это! Вглядывайтесь в эти морды, молодые, тупые, равнодушные, привычные ко всякому зверству, да не воротите нос, ваши собственные предки были не лучше...
"Трудно быть богом", Аркадий и Борис Стругацкие, 1963 год
Думаю, многие из тех, кто ждал фильм, теперь имеют право обвинить Германа во всех грехах и объявить анафему. Потому что получившаяся в итоге без малого трехчасовая лента, строго говоря, не может и не должна определяться как экранизация. Герман не стал переносить на экран книгу Стругацких, Герман воплотил обновленные временем размышления на тему поднятых советскими фантастами проблем.
Сюжет и образы персонажей во многом изменены, так что связь с книгой подчас улавливается только по отдельным, характерным репликам или кадрам, наполнение которых вызывает из памяти строчки описания какого-то особенного, значимого момента. Атмосфера... Книга Стругацких вмещала в себя многое: приключения, толику романтики, ту самую фантастику, представленную отеческим взглядом извне, с небес, где за облаками и далее во тьме космоса, на такой знакомой и в тоже время отличной Земле волей авторов воплотился лучший мир. Также в книге была и грязь, невежество, кровожадность и лихо управляющаяся со всеми ими беспринципная хитрость. Последняя связка служила основой истории и именно вокруг неё выстраивалась вся остальная сюжетная мозаика. У Германа основа превращается из элемента в целое, буквально пропитывая собой каждый кадр.
История состоит из падений и взлетов. Так Средневековье записало себя в память человечества серой отметиной культурного упадка, из пыли которого проклюнулся и поднялся к солнцу яркий цветок Возрождения. Но на чужой, безымянной планете подобного так и не случилось. Рвущийся к власти интриган подобно безумному садовнику стал вырывать из земли едва проклюнувшиеся ростки разума. Этими трудами окружающий мир превращен в хищное болото, в котором барахтается, теряя силы с каждым движением, то, что еще каким-то чудом сохраняет в себе последние черты общества. Общества, в тоже время уже практически готового перейти грань и стать неотличимым от дикой, звериной стаи, а потом и вовсе исчезнуть, растворившись в тумане забвения.
Зрелище на самом деле гнетущее и мерзкое, но так и должно быть. Потому что созданное Германом послание изначально рассчитано на погружение сознания зрителя в самую глубь пожирающей всякую культуру трясины. Здесь лежит пространство откуда всевозможными оттенками серости изгнаны все остальные краски. Здесь на границе между непроницаемой мглой и неземным белым светом решившемуся на просмотр уготовано серьезное испытание.
С первой до последней секунды фильм заполнен символами. Отдельные кадры и целые сцены обращаются к зрителю, а порой и беззвучно кричат прямо ему в уши. Жестокий прием, но никак иначе нельзя пробить пестрый кокон иллюзий, окружающий практически каждого современного человека. Мы живем в больших городах, в уютных и чистых квартирах. Мы ходим на работу в офис, расположенный в сверкающем на солнце стеклом и сталью небоскребе. Каждый день мы пользуемся огромным количеством стильных технических премудростей. Каждый из нас с самого раннего детства знает что такое добро, любовь и милосердие. Каждый из нас ценит в ближнем своем ум, начитанность и хорошие манеры. Мы фотографируем элементарные частицы, исследуем Марианскую впадину, регулярно обновляем состав экипажа на МКС и, возможно, завтра-послезавтра ступим на Марс, а с него отправимся дальше, в межзвездное пространство. Кто мы?
- Возможно, Вас извергла бездна. Возможно, Вы - сын Бога.
- Сам затрудняюсь.
Чтобы ответить, придется погрузиться на самое дно, заставить себя дышать пропитанным гнилью воздухом, пройтись по уходящей из-под ног земле, заглянуть в самые мрачные, темные и вонючие закоулки и увидеть там... нет, не химеру, но подобного себе, то есть - человека. Человека, почти потерявшего свой человеческий облик, ставшего сосудом для лжи, злобы, разврата, нежества и лени, словом всех тех пороков, которые властвуют и в нашем мире. Так получается, что нет никакой другой планеты, есть наш с вами мир, с которого сорвана привычная цветастая маска для того, чтобы мы нашли в себе силы и увидели то, от чего так упорно отворачиваемся в иное время.
Имеющий глаза - да увидит, являющийся человеком - да сумеет сохранить себя таковым, потому что, если жизнь в королевстве Арканарском - это настоящее испытание для сошедшего с небес бога, рискующего оступившись обратиться в дьявола, то жизнь в реальном мире - испытание для человека. Потому что богом быть трудно, но и оставаться человеком тоже непросто.
Мы источник веселья - и скорби рудник.
Мы вместилище скверны - и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир - многолик.
Он ничтожен - и он же безмерно велик!
Омар Хайям
Оригинал взят у isaak_rozovsky в О фильме "Трудно быть богом"
Я очень ценю творчество Алексея Германа. А два его фильма "Мой друг Иван Лапшин" и "Хрусталев, машину" считаю шедеврами и классикой мирового кино. Понятно, что выхода на экраны "Трудно быть богом" я ждал с нетерпением, но и с опаской. Опаска была обусловлена тем, что, как я полагал, за чуть ли не 20 лет съемок фильма самому режиссеру, да и всей съемочной группе, невозможно сохранить первоначальное горение и энтузиазм (даже если они и были). И от всего вдохновения остаются лишь головешки, как от потухшего костра.
И вот я, наконец, посмотрел этот последний фильм великого мастера. И мои самые худшие опасения подтвердились. Если перевести этот 3-хчасовой фильм на язык презренной прозы, то ничего, кроме набора самых избитых банальностей, не остается. А произносить их как-то даже неловко. Уж лучше ограничусь микрорецензией в стихах, которые "выпелись" сразу по просмотре увиденного. (Подчеркиваю, что это мое сугубо личное мнение)
Все в мире – кровь, говно и грязь.
Мы в этом ползаем как слизни,
Блюя, рыгая, матерясь,
И называем правдой жизни.
Про то говно снимать кино
Довольно глупо и безвкусно...
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.