воскресенье, 13 мая 2018 г.

"Коммуна" (2015)

Оригинал взят у crazy_reader в Коммуна, 2015, Дания, Швеция, Нидерланды, режиссёр Томас Винтерберг

Кинопоиск

Непростое для восприятия кино, к которому я не могу применить оценку из двоичного набора понравился/не понравился. Остался мутноватый осадок, который связан, как мне кажется, с необычностью сконструированной режиссёром ситуации, неестественной для реальной жизни. Во всяком случае, неестественной для моего, полученного в России опыта. Соответственно, и смотреть было и любопытно, и неприятно, поскольку доминировало в кадре ощущение неизбежной катастрофы. Не очень по душе мне такие ожидания. Но что заставило меня не только засесть на два часа перед экраном, но и досмотреть фильм до конца?

Отличной рекомендацией стал фильм этого же режиссёра «Охота», где показано, как зависит отношение к человеку от установки на восприятие его действий, и как мало требуется, чтобы поменять полюса у этой установки, в результате чего ещё вчера приятный во всех отношениях человек сегодня становится злодеем и негодяем. В то время как он сам, сегодняшний, совсем не отличается от себя же вчерашнего. «Коммуна» оказалась фильмом другого плана с использованием символических обобщений, для расшифровки которых требуется знание контекста, который формируется как общеевропейской историей, так и личной историей Томаса Винтерберга. Если первый, общеевропейский, в общих чертах знаком, то со вторым дело было намного хуже. Но сначала о сюжете.

Вполне благополучной семье из трёх человек по наследству достался огромный дом в Копенгагене. Муж настроен его продать, так как содержание этой громадины им не по карману, а вот жене дом понравился и, чтобы снизить нагрузку на кошелёк, она настаивает на коллективной эксплуатации дома, для чего следует пригласить друзей и начать жить коммуной. Кроме этого, у неё есть и другие мотивы – захотелось перемен, начать новую жизнь, внести разнообразие, а то скучновато вариться в собственном соку, надо искать общения с интересными людьми, которые вдохновляют... И так далее – женщина, если сильно захочет настоять на своём, аргументы найдёт. И муж сломался, коммуне быть! Дальнейшие события непосвящённому зрителю, которым являюсь и я, могут показаться абсурдом. Не ярко выраженным, но накладывающим отпечаток на действия персонажей. Пришлось немного ознакомиться с вышеупомянутым контекстом. Кратко о результатах ознакомления.

Фильм – о результатах изменения европейского общества. Герои фильма взрослели в 70-е годы прошлого века, когда определяющими были идеи о превращении континента в единый дом. Сам Винтерберг провёл детство в одной из коммун Копенгагена, образованную деятелями умственного труда, то есть, другими словами, интеллектуалами. Трудное время для былых идей о коллективизме и надвигающийся возврат к индивидуализму и постарался показать режиссёр в своей картине. Если же использовать образовавшуюся в фильме коммуну как модель ЕС, то можно выстроить и другие умозрительные построения. Множественность толкований часто возникает при использовании в произведениях искусства разного рода символов.

Посоветую ли я посмотреть «Коммуну»? Любителям европейского кино, пожалуй, да, а вот равняющимся на голливудские образцы ничего не скажу – решайте сами.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.