воскресенье, 6 мая 2018 г.

"За пропастью во ржи" (2017)

Оригинал взят у marie_bitok в Манекен на поле ржи

Кинопоиск

Каждый байопик – это попытка постичь феномен показанной личности. Создание такого биографического кино – процесс сложный, особенно, когда речь идет о личностях творческих – писателях, художниках, музыкантах. Ведь в отличие от политиков или исторических деятелей их внешняя жизнь не так значима, как внутренняя. Порой риск, на который идут авторы, оправданный («Фрида» Джули Теймор, 2002), порой – не вполне («Гений» Майкла Грандаджа, 2016).

Биографы и историки литературы до сих пор ломают голову над загадкой личности Джерома Дэвида Сэлинджера. О нем известно очень мало, но сказано очень много; он стал живой легендой, знаком не одного поколения, кодовым словом. Его смерть лишь усилила ощущение, что он повсюду и нигде. Фильм Дэнни Стронга 2017 года «За пропастью во ржи» (в оригинале «Rebel in the rye» - «Бунтарь во ржи»), снятый по книге Кеннета Славенски, на мой взгляд, не пытается разгадать тайну затворничества писателя или его произведений. Режиссер скорее старается показать живого человека, избравшего путь писателя, и рождение главного литературного героя-подростка Холдена Колфилда. Но получается это не очень хорошо: исполнитель главной роли Николас Холт словно бы придавлен масштабом личности своего героя и боится сделать неосторожное движение. Модельная внешность артиста здесь играет с ним злую шутку – он выглядит почти манекеном, особенно когда видишь, что его небесно-голубые глаза для роли превратились в карие. И вообще сюжет в целом довольно схематичен: и студенческий протест, и юношеские попойки, и агония войны, и добровольное затворничество выглядят какими-то «забронзовевшими», словно бы все герои заранее знают, кем суждено будет стать Сэлинджеру.

Выход «За пропастью во ржи» совпал со скандалом вокруг Кевина Спейси, исполнившего здесь одну из ключевых ролей – университетского преподавателя Уита Бернета. Вероятнее всего, что эта роль стала для зрителей последней работой артиста, и необходимо признать, что она получилась очень хорошей. Есть разные мнения относительно этой ситуации, и споры, наверняка, утихнут не скоро, но Кевин Спейси, будучи большим артистом, может гордиться ролью, с которой он ушел из кино. На фоне хрестоматийного Сэлинджера Бернет смотрится не просто живым, но воплощающим дух литературной свободы. И добивается этого актер не благодаря тем правильным словам, которые произносит его герой, а тончайшими нюансами и переливами своей игры – фигурами высшего пилотажа актерской профессии.

Самое важное в жизни писателя – это его работа, миг творческого горения, который невозможно пересказать не только средствами кино, но и вообще ухватить его и зафиксировать как либо. Поэтому кинобиографии почти всегда получаются такими пресными, а главные герои в них – бледными и невыразительными. Сделать жизнь Сэлинджера интереснее той, какую сделал он сам, позволив каждому из нас ее сочинить, вряд ли удастся хоть одному режиссеру. Но, запретив экранизацию романа «Над пропастью во ржи», писатель почему-то не смог запретить писать о своей судьбе и экранизировать ее. Что ж, возможно, в этом тоже был тайный смысл, продуманный им за тем высоким забором, что отделил его от мира…
 

1 комментарий:

  1. Кевин Спейси повторил судьбу сыгранного им героя в фильме Алана Паркера "Жизнь Дэвида Гейла".

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.