пятница, 10 февраля 2017 г.

"Замужество Марии Браун" (1979)

Оригинал взят у caps_lo в Кино для подростков

Кинопоиск

Много лет я мечтал навсегда вычеркнуть этот фильм из памяти. Итак, великий Райнер Вернер Фасбиндер, «Замужество Марии Браун». Кто помнит лето середины восьмидесятых? Кажется, наступает некая тяжелая тишина и великое безмолвие. Позднее зашевелится обиженная уличная толпа, искусно поддерживаемая горбачевскими политтехнологами-бизнесменами (об этом я узнаю только в девяностых годах от Игрунова), но в Москве еще слухом не слыхивали о перестройке. Но через какое-то время повсеместно заговорят о новом мышлении... плюрализме! - «модное» словечко раздражало и смешило, так как на психиатрическом жаргоне плюрализмом называют групповой секс. И да, занудно бубнило радио о научно-технических достижениях, а днем город, переживший артиллерийские обстрелы борьбы с тунеядцами и прогульщиками, погружался в мнимое сонливое спокойствие рабочего дня.

Тем летом я беспрерывно переживал ужасные приступы депрессии, отягощенные запойным чтением зарубежной литературы: до сих помню красочное безумие фолкнеровского «Шума и ярости», отчаяние певца «немецкой осени» Генриха Белля, сладострастие высокой прозы латиноамериканских писателей... много чего еще! Ведь в моей подростковой голове никак не складывалась мозаика из феминизма, эротизма, неомарксизма и анархизма (тенденции, присущие советским журналам вроде культовой «Иностранной литературы»). В упадочном настроении, сраженный ипохондрическими думами о смерти я выползал на городские улицы. Ага, по-вампирски избегая душного солнечного света. В попытках борьбы с унынием, я тащился к громадам советских кинотеатров. Так что вполне закономерно путешествие по пустым улицам вытолкнуло мое чахлое и бренное тело в прохладный зал на какую-то очередную «ретроспективу» немецкого кинематографа.

Сейчас мне нелегко вспомнить даже сюжет «Замужества Марии Браун», и сохраняя подростковую память о работе Фасбиндера, я подсознательно отказываюсь признавать любой намек на какую-либо «сексуальность» (кстати, на самом деле в «Мария Браун» очень много эротического подтекста, это грустно-чувственная картина). Я почти ничего не помню! Мир Фасбиндера ударил по моим нервам, по уже искалеченной депрессиями психике... и все! Если бы не читал в киноведческих журналах многочисленные статьи о «Замужестве»... Я «опознал» фильм через много лет только по смутному отчаянию, возникшему у меня в тот момент, когда перед взрывом Мария закуривает сигарету, а через секунду Герман в испуге закрывает лицо руками.

Подозреваю, Фасбиндер сильно изменил мое подростковое восприятие любви: он рассказал мне о беспощадной жестокости идеализма в отношениях, но не заставил отказаться от мечты и возненавидеть «вечную любовь», наоборот, я захотел «полюбить навсегда». Вполне возможно, Фасбиндер невольно пророчествовал. Поэтому я до сих пор обхожу стороной всякое невольное упоминание о «Замужестве Марии Браун»?
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.