воскресенье, 26 февраля 2017 г.

"Белая лента" (2009)

Оригинал взят у maa13 в Эксперимент с Богом

Кинопоиск

Немного по поводу фильма  Михаэля Ханеке  "Белая лента".
Те, кто смотрел, помнят  сюжет  и  общий  message  фильма.

Ребенок убил человека.
Совершил грех. Страшный грех.
И ждет, когда Бог покарает его.
Более того, он экспериментирует с Богом, подставляет себя под гнев Божий.
ОН ПРОВЕРЯЕТ БОГА.
Но Бог никак не реагирует. Он либо заодно с Ребенком, либо его нет.
 
Медленно, постепенно Ребенок начинает брать на себя функции Бога: убивать и наказывать провинившихся, тех, кто ему не нравиться, тех, кто ему мешает и т.п.
Он берет на себя право распоряжаться чужими жизнями, телами, судьбами.
Ведь Бог не воспользовался шансом наказать ребенка.
Игры с Богом оказались в пользу Ребенка.
Зачем  Ребенку  Бог, ведь  он  и сам может делать то, что делает Бог.

"Ты разве не видишь (не знаешь) как здесь высоко?"
Человек  вскарабкивается  на  место  Бога.  Чтобы  убивать  более  слабых,  чужих,  более умных,  образованных, богатых и т.д.
 
Вышел из подчинения  Бога-Отца,  и  сам  захотел  стать  Богом,  таким  же  жестоким,  злобным  как  и  Бог-Отец.
Ребенок, беря на себя функции Бога, проектирует на себя все черты Бога-Отца.

Безусловно, здесь просматриваются хорошо известные мотивы Достоевского, Ницше.

Но это не просто «Бог умер» и «Если Бога нет, то все можно».
Пустоты не бывает.  Абсолютная свобода – абстракция.
Наше переживание, наше мышление всегда наполнено предметами и смыслами.

Поэтому  освободившийся  человек  наполняет  свою  жизнь  новыми  переживаниями  и  смыслами.
Переживания  и  смыслами  того,  кому  он  был  подчинен,  перед  кем  преклонял  колени,  благоговел,  падал ниц,  кого  считал  существом  всевышним  и  всесильнейшим.

Поэтому освободившийся человек сразу становится тем, от кого он освободился.
Поэтому, Ребенок, примеряя  на  себя  одежды Бога, приобретает  и  повадки  Бога-Отца  –  его  злобу, мстительность,  жестокость,  завистливость  ("Ваш Бог – завистливый Бог").

И это протестантский Бог.  Бог,  который  подвинул  создать  "протестантскую этику и дух капитализма".  Но это отдельная тема.

Это лишь один из мотивов фильма, посвященного поиску истоков фашизма.
 
А может, все-таки, не Бог виноват, а те, кто говорит от имени Бога?
И какая разница – какое у Бога имя?
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.