Оригинал взят у dva_vorona в Возвращение блудного сына (Návrat ztraceného syna), 1967.
Кинопоиск
Кинопоиск
- Что человеку делать потом?
- Жить.
- Значит, есть, спать?
- Нет. Жить, и постоянно знать об этом.
- Я не терплю половинчатости...
- Мы должны жить, и это все.
- Это отречение.
- Нет, это не отречение. Это такое освобождающее, покорное равнодушие...
- Нет. Это бесконечное самоубийство, которое человек все равно совершит.
Ян, талантливый инженер, счастливый муж, отец и прочее и так далее совершает попытку самоубийства, которую не могут понять ни его родные, ни коллеги. Вроде бы у него не было на это абсолютно никаких объективных причин. В психиатрической больнице его пытаются вернуть к "нормальной жизни", но лечение не помогает - он все больше и больше ощущает свою отделенность, оторванность от мира...
"Возвращение блудного сына" ставит перед зрителем непростые вопросы. Когда переступаешь некую черту и оказываешься по другую сторону "нормальности", можешь позволить себе говорить то, что думаешь, и перестать играть в какие-то социальные игры, "в которые играют люди". К примеру, берешь и уходишь, если не хочешь чего-то слышать. Но в обществе "нормальных" человека, поступающего таким образом, сочтут хорошо если просто эксцентричным - а то и сумасшедшим! Символично то, что герой весь фильм ходит в черных очках – словно не хочет больше видеть то, что видят другие, смотреть на мир так, как смотрят люди вне больничных стен. И что интересно – второстепенные герои зачастую выглядят более безумными, чем Ян...
Вторая центральная тема этого фильма - одиночество, как в бытовом смысле, так и в экзистенциальном. "Одиночество вряд ли можно преодолеть. Его можно пересилить невообразимой вещью - любовью". Каждый герой справляется с ним по-своему: кто-то старается не замечать и просто жить дальше, кто-то бросается от одного к другому, надеясь чем-то перекрыть внутреннюю пустоту, кто-то не готов искать компромиссы, и делает выбор - выйти из игры...
Думаю, сейчас этот фильм посчитали бы "артхаусом". Кроме того, я бы отнесла его к жанру экспрессионизма, по крайней мере, у меня не раз возникали ассоциации с "Криком" Эдварда Мунка. И в то же время я не могу сказать, что картина оставляет болезненное или тяжелое впечатление, скорее, некоторую грусть... А еще она совершенно не устарела, не потеряла своей актуальности и глубины - я даже не ожидала, что меня так тронет кино 60-х! Единственное, в некотором недоумении оставляет финал - он не дает ответов, к чему приходит герой и что с ним будет дальше. Впрочем, это практически приравнивает кино с жизнью - "мы должны жить, и это все".
- Жить.
- Значит, есть, спать?
- Нет. Жить, и постоянно знать об этом.
- Я не терплю половинчатости...
- Мы должны жить, и это все.
- Это отречение.
- Нет, это не отречение. Это такое освобождающее, покорное равнодушие...
- Нет. Это бесконечное самоубийство, которое человек все равно совершит.
Ян, талантливый инженер, счастливый муж, отец и прочее и так далее совершает попытку самоубийства, которую не могут понять ни его родные, ни коллеги. Вроде бы у него не было на это абсолютно никаких объективных причин. В психиатрической больнице его пытаются вернуть к "нормальной жизни", но лечение не помогает - он все больше и больше ощущает свою отделенность, оторванность от мира...
"Возвращение блудного сына" ставит перед зрителем непростые вопросы. Когда переступаешь некую черту и оказываешься по другую сторону "нормальности", можешь позволить себе говорить то, что думаешь, и перестать играть в какие-то социальные игры, "в которые играют люди". К примеру, берешь и уходишь, если не хочешь чего-то слышать. Но в обществе "нормальных" человека, поступающего таким образом, сочтут хорошо если просто эксцентричным - а то и сумасшедшим! Символично то, что герой весь фильм ходит в черных очках – словно не хочет больше видеть то, что видят другие, смотреть на мир так, как смотрят люди вне больничных стен. И что интересно – второстепенные герои зачастую выглядят более безумными, чем Ян...
Вторая центральная тема этого фильма - одиночество, как в бытовом смысле, так и в экзистенциальном. "Одиночество вряд ли можно преодолеть. Его можно пересилить невообразимой вещью - любовью". Каждый герой справляется с ним по-своему: кто-то старается не замечать и просто жить дальше, кто-то бросается от одного к другому, надеясь чем-то перекрыть внутреннюю пустоту, кто-то не готов искать компромиссы, и делает выбор - выйти из игры...
Думаю, сейчас этот фильм посчитали бы "артхаусом". Кроме того, я бы отнесла его к жанру экспрессионизма, по крайней мере, у меня не раз возникали ассоциации с "Криком" Эдварда Мунка. И в то же время я не могу сказать, что картина оставляет болезненное или тяжелое впечатление, скорее, некоторую грусть... А еще она совершенно не устарела, не потеряла своей актуальности и глубины - я даже не ожидала, что меня так тронет кино 60-х! Единственное, в некотором недоумении оставляет финал - он не дает ответов, к чему приходит герой и что с ним будет дальше. Впрочем, это практически приравнивает кино с жизнью - "мы должны жить, и это все".
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.