Оригинал взят у genosse_u в La grande lessive, 1968
Кинопоиск
1968 год, Париж. Время несерьёзной революции. Толпы инфантильных студентиков, вышедших на протестный карнавал под одобрительные камлания ещё более инфантильных оракулов общественного мнения — против засилья скучных взрослых, однако неведомо чего во имя. Кудлатый Че, погибший совсем недавно, и вечно живой Ленин, титан в серой кепке — немало, должно быть, насмеялись они из своей красной Валгаллы над этакими-то плюшевыми революционерами, написавшими вдруг их огненно-суровые имена на своих крикливых знамёнах!
И вот в этот самый неспокойный и несерьёзный 1968-й одна из ведущих французских киностудий снимает фильм о революционерах старого типа, несгибаемых подвижниках, одержимых жестокой и возвышенной идеей. О тех, кто знает, за что сражаться. Причём фильм этот — комедия, комедия сногсшибательная и головокружительная, с актёрами-бриллиантами вроде Бурвиля и Лонсдаля.
«Большая стирка» (La grande lessive (!)), 1968. Школьный учитель литературы Арман Сен-Жюст (фамилия, конечно же, неслучайна), отлично воплощённый Бурвилем, собирает (аффильирует, как говаривали в своё Бакунин с Нечаевым) классическую революционную пятёрку разношёрстных пассионариев, для того, чтобы терроризировать столицу. Горстка интеллектуальных террористов опрыскивает телевизионные антенны на крышах домов специальным раствором, чтобы остановить, наконец, страшный сигнал, монотонно и беспощадно поступающий в обывательские телевизоры, а из телевизоров — в обывательские мозги.
«Во имя французского образования!» — восклицает Сен-Жюст, идеалист, бессеребреник и фанатик. Он больше не может наблюдать на утренних уроках юнцов, снулых и отупевших после потребления очередной тележвачки. Зомбоящики, эти мощнейшие батареи централизованного отупления, должны замолчать, обыватели — очнуться от тяжёлого наркотического трипа, их дети — вернуться от тележвачки к реальной жизни, постигая её азы под строгим и справедливым сен-жюстовским оком классического просветителя.
Пути аффильяции сообщников, аффильирования, если хотите, показаны весьма достоверно. Коллега Сен-Жюста физкультурник Меснар идёт за ним, как за нерушимым авторитетом, безупречной и харизматической личностью (так в своё время Сталин пошёл за Лениным), другая коллега, симпатичная учительница не помню уж чего — из-за безусловной женской симпатии. Дедок-технарь, что варил раствор — потому, что чувствует, наконец, свою востребованность, человеческую и профессиональную, ему надо быть в строю, и рано его списывать. Самый уморительный из помощников Сен-Жюста, доктор Лупьок, втягивается в противостояние случайно, на противоположной стороне и уповая исключительно на свой корыстный интерес, но волею случая же постигает неповторимое упоение борьбой за правое дело, становясь, пожалуй, самым яростным, алчущим славы и праведности неофитом.
Ячейка благородного сопротивления, могучая кучка, героическая, маленькая и отчаянная, готовая в проигранной войне сопротивляться до конца, и оттого выигрывающая сражение за сражением. Святая просветительская ограниченность, жестокая наивность идеалистов, в каких забавных и трогательных деталях они переданы! Пафос истинной бескомпромиссности, подлинного бунтарства пронизывает эту чудесную ленту.
Интересно, что главные представители зомбосистемы, телевизионный босс и комиссар полиции у него на побегушках, по ходу действия признаются, что в их семьях телевизоры смотреть не принято.
Повторю, кино снято просто замечательно, со всеми возможными положениями и гэгами, и снято с безусловной симпатией к революционерам, восставшим против телевизионного ига. Ни в одном из современных фильмов, снова-таки повторю, ни в одном, не сможете вы найти такой симпатии к контркультурным повстанцам, да и никакой симпатии не сможете найти вообще. Возможно, поэтому фильм оказался забыт, а название его опошлено гнусной телепрограммой, из тех, против которых боролись главные герои…
Начало семидесятых — благословенное время европейского кинематографа, уже освободившегося от консервативных скреп, но ещё не скованного конформизмом и политкорректностью, редкий и драгоценный момент его истории… Этот момент, конечно, пойман создателями кино целиком, до пёрышка, и всецело воплощён на плёнке, ибо, как известно тебе, читатель, о цифре тогда и не мечтали.
Кстати, о цифре. Разбрызгивай сегодня Бурвиль с товарищами свою спасительную смесь, надо бы её домодернизировать до отключения интернета. Одним телевизором уже не обойдёшься.
Кинопоиск
1968 год, Париж. Время несерьёзной революции. Толпы инфантильных студентиков, вышедших на протестный карнавал под одобрительные камлания ещё более инфантильных оракулов общественного мнения — против засилья скучных взрослых, однако неведомо чего во имя. Кудлатый Че, погибший совсем недавно, и вечно живой Ленин, титан в серой кепке — немало, должно быть, насмеялись они из своей красной Валгаллы над этакими-то плюшевыми революционерами, написавшими вдруг их огненно-суровые имена на своих крикливых знамёнах!
И вот в этот самый неспокойный и несерьёзный 1968-й одна из ведущих французских киностудий снимает фильм о революционерах старого типа, несгибаемых подвижниках, одержимых жестокой и возвышенной идеей. О тех, кто знает, за что сражаться. Причём фильм этот — комедия, комедия сногсшибательная и головокружительная, с актёрами-бриллиантами вроде Бурвиля и Лонсдаля.
«Большая стирка» (La grande lessive (!)), 1968. Школьный учитель литературы Арман Сен-Жюст (фамилия, конечно же, неслучайна), отлично воплощённый Бурвилем, собирает (аффильирует, как говаривали в своё Бакунин с Нечаевым) классическую революционную пятёрку разношёрстных пассионариев, для того, чтобы терроризировать столицу. Горстка интеллектуальных террористов опрыскивает телевизионные антенны на крышах домов специальным раствором, чтобы остановить, наконец, страшный сигнал, монотонно и беспощадно поступающий в обывательские телевизоры, а из телевизоров — в обывательские мозги.
«Во имя французского образования!» — восклицает Сен-Жюст, идеалист, бессеребреник и фанатик. Он больше не может наблюдать на утренних уроках юнцов, снулых и отупевших после потребления очередной тележвачки. Зомбоящики, эти мощнейшие батареи централизованного отупления, должны замолчать, обыватели — очнуться от тяжёлого наркотического трипа, их дети — вернуться от тележвачки к реальной жизни, постигая её азы под строгим и справедливым сен-жюстовским оком классического просветителя.
Пути аффильяции сообщников, аффильирования, если хотите, показаны весьма достоверно. Коллега Сен-Жюста физкультурник Меснар идёт за ним, как за нерушимым авторитетом, безупречной и харизматической личностью (так в своё время Сталин пошёл за Лениным), другая коллега, симпатичная учительница не помню уж чего — из-за безусловной женской симпатии. Дедок-технарь, что варил раствор — потому, что чувствует, наконец, свою востребованность, человеческую и профессиональную, ему надо быть в строю, и рано его списывать. Самый уморительный из помощников Сен-Жюста, доктор Лупьок, втягивается в противостояние случайно, на противоположной стороне и уповая исключительно на свой корыстный интерес, но волею случая же постигает неповторимое упоение борьбой за правое дело, становясь, пожалуй, самым яростным, алчущим славы и праведности неофитом.
Ячейка благородного сопротивления, могучая кучка, героическая, маленькая и отчаянная, готовая в проигранной войне сопротивляться до конца, и оттого выигрывающая сражение за сражением. Святая просветительская ограниченность, жестокая наивность идеалистов, в каких забавных и трогательных деталях они переданы! Пафос истинной бескомпромиссности, подлинного бунтарства пронизывает эту чудесную ленту.
Интересно, что главные представители зомбосистемы, телевизионный босс и комиссар полиции у него на побегушках, по ходу действия признаются, что в их семьях телевизоры смотреть не принято.
Повторю, кино снято просто замечательно, со всеми возможными положениями и гэгами, и снято с безусловной симпатией к революционерам, восставшим против телевизионного ига. Ни в одном из современных фильмов, снова-таки повторю, ни в одном, не сможете вы найти такой симпатии к контркультурным повстанцам, да и никакой симпатии не сможете найти вообще. Возможно, поэтому фильм оказался забыт, а название его опошлено гнусной телепрограммой, из тех, против которых боролись главные герои…
Начало семидесятых — благословенное время европейского кинематографа, уже освободившегося от консервативных скреп, но ещё не скованного конформизмом и политкорректностью, редкий и драгоценный момент его истории… Этот момент, конечно, пойман создателями кино целиком, до пёрышка, и всецело воплощён на плёнке, ибо, как известно тебе, читатель, о цифре тогда и не мечтали.
Кстати, о цифре. Разбрызгивай сегодня Бурвиль с товарищами свою спасительную смесь, надо бы её домодернизировать до отключения интернета. Одним телевизором уже не обойдёшься.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.