среда, 15 февраля 2017 г.

"Жить" (1952)

Оригинал взят у karamazoff_an в "Жить" ("Ikiru") Акира Куросава. 1952 год.

Кинопоиск

 Главный герой Кандзи Ватанабэ 30 лет проработал чиновником в департаменте по связям с общественностью. Он ни разу не брал отпуск и никогда не опаздывал на работу. Но после того как ему ставят смертельный диагноз рак желудка, он понимает, что вся жизнь его была абсолютно пустой и бессмысленной. Пережив когда-то гибель жены, он замкнулся в себе и с головой ушёл в работу, от которой никому никогда не было пользы. Он оправдывал себя тем, что жертвует всем ради сына, но, как теперь понимает, сыну не нужна была эта жертва, сын даже не обращает на него внимание. Ватанабэ хочет изменить свою жизнь, но не понимает как. Можно с головой уйти в омут развлечений и удовольствий кабацкой жизни, можно жить беспечной и легкомысленной жизнью, не относясь ни к чему всерьёз, а можно собрать последние силы и совершить поступок, который действительно смог бы оправдать все эти бесполезно прожитые годы. Времени на выбор у Ватанабэ остаётся немного.

Считается, что на создание этого фильма Куросаву вдохновила повесть Льва Толстого "Смерть Ивана Ильича", но по духу он стал продолжением предыдущей работы режиссёра - экранизации романа Фёдора Достоевского "Идиот". Образ слабого и потерявшего надежду человека, которого горе приводит не к низости, не к падению, а к человеколюбию, справедливости, достоинству и добру – вот что становиться главной идеей этого фильма. И идея эта доносится не столько через сюжет, сколько через поразительное исполнение главной роли актёром Такаси Симурой. Такаси Симура один из постоянных актёров Куросавы, он сыграл главные роли в таких фильмах как: "Расёмон" (слабого и беспомощного крестьянина) и "Семь самураев" (смелого и мудрого предводителя самураев) – фильмах принёсших мировую славу японскому режиссёру; но именно в "Жить", кажется, талант Симуры раскрылся в полной мере. Не знаю, может быть это специфика японских актёров, а может быть просто продолжение ещё не устаревших традиций немого кино ("Жить" вышил на экраны 1952 году), но все мысли, чувства, переживания тут стараются выразить не столько словами, сколько мимикой, взглядом. Все актёры пытаются играть свои роли именно в этой манере: и беспечная подружка главного героя, и его коллеги по работе, но только Такаси Симура достигает в этом подлинного совершенства. Его чёрные, слегка навыкате глаза, способны передать все оттенки в перемене настроения главного героя, полные то невыносимого отчаянья, то окрыляющего восторга, то растерянности, то уверенности в собственных силах, то страха, то любви, эти глаза поражают до глубины души и остаются в вашей памяти навсегда. Глядя в эти живые глаза, понимаешь, как много жизни заключено даже в самом маленьком и незаметном человеке. Глядя в эти глаза, понимаешь, почему же именно этот фильм называется "Жить".
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.