четверг, 1 октября 2020 г.

"Последствия любви" (2004)



Если бы меня попросили объяснить, что такое постмодернизм с помощью кинематографа, я бы выбрал именно этот фильм. Кажется, в истории моих взаимоотношений с этим аморфным пугалом - постмодернизмом - фильм Соррентино сыграл ту же роль, что год назад романы Кундеры: если не верить той чепухе, которую несёт само пугало и напуганная им толпа, и пристальнее всмотреться в него, увидишь ранимого и напуганного ребёнка, в безысходности блефующего пуще всякого тирана. 

Фильм Соррентино удовлетворяет всем канонам эстетики постмодерна: пунктирность сюжетной линии, пересмешничество, стиляжничество, клиповость, эстетизация пустоты, да всё что угодно ещё из этого длинного перечня. Но, Боже мой, какой же он при всём этом заигрывании с постмодернистскими трюками настоящий. 

О чём этот фильм? О неуместности этого вопроса. Никакой смысловой истории Соррентино не рассказывает, и мозаичным комбинированием нескольких наиболее популярных сегодня сюжетов - каждый из которых он безапелляционно обрывает - показывает их занудную никчёмность. Режиссёр водит доверчивого зрителя за нос, так ничего толком и не рассказав, и заканчивает фильм появлением новой сюжетной линии, которую и вовсе не намерен развивать. Такое вот немилосердное безобразие. 

Но - кажется, я начинаю это понимать - именно отказ от линейности мышления и повествования позволяет открыться влекущей силе тоски по той жизни, которая никогда не была и не может быть здесь достигнута. То, что делает Соррентино своими визуальными нарезками, накладывая на них музыку Паскуале Каталано, пробуждает внутри одно-единственное желание - желание подлинности и полноты. Желание истории со смыслом. Желание любви. Вот вам и постмодернизм. Если этот фильм и не возносит душу горè (он этого не делает), то уж точно пробуждает её от довольства кажимостями. Роскошная лента: обилие внутренних монологов, напряжённой тишины, тончайшее соответствие между визуальным и звуковым рядами, многообразие и объёмность планов.

1 комментарий:

  1. Заинтригованный рецензией, я посмотрел вчера фильм. Оказалось, что сюжет полностью противоречит написанному автором. Соррентино с удивительной для него прямолинейностью показывает, что такое хорошо и что такое плохо. Постмодернистские приемы используются для передачи душевного кризиса героя.
    Это первый фильм Соррентино, который я досмотрел до конца и который мне понравился.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.