Оригинал взят у yasnaya_luna в "Ищу мою судьбу" (Мосфильм, 1974)
Фильм очень необычен для советского кинематографа, поскольку посвящен судьбе молодого священника, вере, поискам Бога и себя, но также и совести, сомнениям, разуму, личному выбору и честности, в первую очередь, перед собой. В нем много диалогов и аргументов, которые должны бы подчеркивать противоположность убеждений героев, но в действительности странно дополняют друг друга. Это драма, причем не абстрактная, не вырванная из жизни, а как раз тесно связанная с вполне обычными, жизненными, мирскими сложностями и радостями. Более того, в ней есть место земной любви, очень деликатной, но не счастливой, потому что сама по себе любовь не может преодолеть внутренние сомнения одного из любящих, его пустоту – временную ли, укоренившуюся ли в человеке, вызванную исканиями Бога или отказом от поисков своего места среди людей.
Удачный актерский ансамбль: Галина Польских, Эдуард Марцевич, которого я прежде, пожалуй, недооценивала, Георгий Жженов, Елена Сафонова и другие, не менее замечательные, советские актеры, которых мы знаем по эпизодам, но никогда не помним по именам. Режиссер – как ни странно, женщина, Аида Манасарова. Лента снята по роману Николая Ершова «Вера, Надежда, Любовь» - это имена трех сестер, героинь этой истории.
Вера покончила с собой, не справившись ни с жизнью, ни с отчаянием даже в монастыре, в который ушла. Любовь, живущая с набожной бабушкой и в окружении таких же набожных старушек, – создание юное и пока не утвердившееся во взглядах и в устремлениях и не то тяготящееся архаичностью бабушкиных внушений, не то остерегающееся стремительной современности.
И только Надежда – уверенная, сильная, решительная, говорящая прямо, идущая своей дорогой, поддерживающая каждого, кому это нужно, - сама создает свою судьбу. Потому что полагает, что, главным образом, от самого человека зависит и его выбор, и его жизнь. Она не разделяет религиозных взглядом своих родных и полагает, что именно из-за общения со священником отцом Александром ее сестра Люба решила бросить техникум и просто-напросто сломать свою жизнь.
Люба и впрямь пока не определилась ни в жизни, ни в вере. Но не она – ключевая фигура в этой истории. Надежда приходит к отцу Александру с просьбой не встречаться с ее сестрой, и тот соглашается, но деликатно признается в своих чувствах к самой Надежде. Он и сам находится на переломе своей веры, пытается соотнести действительность, новый мир с его устремлениями и христианскую религию, ортодоксальное истолкование в которой стало ему чуждо, а новое он еще только пытается – мучительно, отчаянно - сформулировать. Он – не ревностный христианин ( и это его достоинство, поскольку любая религиозная ревностность в наши дни пугает), но с тем большим благочестием относится он к вопросам совести, и его искания кажутся более искренними, чем чиновничье, слепое и удобное, служение отца Климентия.
Фильм не просто неожиданно и замечательно снят, он полемичен, и в нем показана внутренняя, полная смятения и сомнений, попытка отца Александра найти новый язык для веры. Мне, несомненно, близок ход его мысли.
"Не понимаю! Не понимаю, как всерьез можно проповедовать догмы о сотворении мира в шесть дней, о воскресении Христа и тому подобное", - спрашивает его оппонент, и далее следует диалог:
"- Но от мифов нельзя ожидать описания мира таким, каков он есть. Легенды помогают человеку познать не мир, а себя в этом мире.
- Значит, Вы не настаиваете на буквальном смысле всего, что написано в Библии?
- Библейский миф – это лишь оболочка, в которой заключена божественная истина. Христианское вероучение сегодня – это не пересказ мифов, а раскрытие их смысла.
- Интересно. Остроумно, если хотите. А Христом, по этой версии, тоже миф?
- Это не важно. Важно, что в образе Христа человечество выразило для себя идеал. Но если человек не только верующий, но и мыслящий, он согласится, что воскресение Христа, к примеру, не надо понимать буквально. Этот миф есть выражение извечного стремления человека к возрождению. Человек всегда, если захочет, может обрести новую жизнь."
В этом смысле любая религия (а религия априори не равна вере, а только на ней построена) – это мифы для осознания себя в мире, и новый язык веры может быть только в преодолении религии как социального явления. Это кажется почти немыслимым, если оглянуться на всю историю человечества, но почему разум не может стать выше слепого буквального принятия мифов и преимущества легенд, принадлежащих одной религии, над легендами религий иных? Особенно когда с течением времени естественным образом, как и все мифы, а то и в угоду чьим-то, часто властным, потребностям, они переходят из одного верования в другое.
Грусть вызвало осознание того, что двадцать первый век, не распрощавшись с религиями, не найдя Бога, не родив еще новых мифов и не переиначив старые, перестал верить в светлое будущее. Но мне кажется, что эта пауза, обнуление культуры, как называла ее Паола Волкова, нужна для того, чтобы человечество устремилось к возрождению в трактовке отца Александра, и потому старый советский фильм кажется мне очень своевременным.
Недавно было объявлено о приостановке публикации рецензий новых авторов в связи с большим количеством участников сообщества и увеличением интервала между их публикациями до двух месяцев. Но, тем не менее, я решил сделать исключение для интересных рецензий на интересные фильмы, если такие будут попадаться в сети.
ОтветитьУдалитьПосмотрел вчера фильм. Для 74-го года манера съемки слишком архаичная. Напоминает 50-е годы. Хотя Манасаровой тогда уже было 49 лет. Но "Утренний обход", снятый пятью годами позже, намного лучше. Но диалоги между двумя главными героями сами по себе интересные. Есть над чем подумать.
ОтветитьУдалить