суббота, 31 октября 2020 г.

"Тайная жизнь" (2019)



Тема протеста одного человека, перешедшая из удобной стадии кухонных разговоров в стадию «официально отказываюсь присягать Фюреру» — в эстетском фильме «Тайная жизнь» 2019 года (режиссёр Терренс Малик), снятом по реальной истории Франца Егерштеттера. Обычный фермер (+жена/дети) постепенно понимает, что война, в которую втягивается его народ, преступна по сути. Другие осознавшие стараются не афишировать даже символическое сопротивление властям — ради выживания в суровые времена, но фермеру напрочь отказывает базовый инстинкт защитника семьи — он просто и по-детски верит, что нужно всегда поступать правильно. Начав с отказа сдавать деньги на поддержку армии, он мало-помалу идёт на принцип. 

Австрийские власти продемонстрировали удивительную мягкость в настойчивых попытках убедить своего родного фермера служить хоть санитаром. Они даже готовы были простить, что он скажет слова о верности Фюреру совершенно формально, без искренности. Все всё понимают, просто исполни трюк и будь свободен. 


Условия заключения по сравнению с концентрационными лагерями были просто шикарные, отношение к своим всё-таки разительно отличалось от обращения с «лишними» людьми. Зато жители деревушки с удовольствием затравили всю семью из-за того, что фермер посмел откреститься от войны, которая должна была возвысить их над всем миром. 

Гитлер с его идеей тотального немецкого реванша смог получить восторженную народную поддержку из-за унизительных результатов Первой мировой войны, ведь обыватели не мыслили категориями «хорошо или плохо», а просто всей душой верили, что их цинично кинули, и пора бы уже поквитаться с этим несправедливым миром. 

Для того, чтобы отличать добро от зла, необязательно иметь образование и глубокий аналитический ум — достаточно уметь взглянуть на всё со стороны, а не судить по выгоде для своих. Редкое свойство, но Франц Егерштеттер явно обладал им в полной мере. Ещё он искренне верил, что во всех сомнительных случаях следует выбирать строго богоугодные дела, за что церковь его позже особо отметила. 


Фильм интересен, в первую очередь, фанатам тарковского кинематографического стиля: многочисленные крупные планы то коровы, то посуды компенсируются лишь прекраснейшими видами австрийских Альп — основное достоинство картины, хотя сами актёры вполне органичны и выразительны. Великолепные ракурсы на высокогорную деревушку мастерски передают ощущение настоящей жизни в идеальном месте под облаками, даже если там приходится пахать с утра до ночи. Очень глубокое погружение во внутренний мир главных героев: затянуто раза в три. 

Кино уверенно концентрируется на тонкостях переживаний персонажей, полностью пренебрегая необходимостью создавать напряжение и держать темп. Кино не для всех, но как красивое философское размышление — очень даже.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.