воскресенье, 4 октября 2020 г.

"Шла собака по роялю" (1979)



Любимые когда-то фильмы опасно пересматривать, потому что испытание временем не всегда идет им на пользу, но в некоторых случаях эти опасения абсолютно излишни и фильм Владимира Грамматикова «Шла собака по роялю» из их числа. Сместились акценты в восприятии, но это кино, «родом из детства», не только не разочаровало, но стало еще более любимым! 

Грамматиков режиссер совершенно особенный, часто обращающийся в своем кино к теме детства и юности, но совершенно при этом не «детский» в привычном смысле слова, его фильмы скорее «фонограмма» тех чувств, которые испытываешь когда тебе лет 14-16 и отголосок которых остается в памяти на всю жизнь. И это не только первая влюбленность, нелепые попытки казаться красивее и интереснее, чем ты можешь быть на самом деле, но и мечты о чем-то волшебно-недосягаемом. Музыка Рыбникова способствует созданию той особой наивно-мечтательной атмосферы, которой пропитан фильм. 

А какой же еще, как ни наивно-мечтательной, может быть атмосфера , если речь идет о юной девушке Тане Канарейкиной, жительнице маленького села, влюбленной в элегантного летчика, проходящего стажировку в их колхозе? Летчик - мужчина не только симпатичный, но еще и талантливый, на трубе играет, а это уж совсем невозможно пережить, особенно если сама Таня натура творческая, в кружке песни и танца вовсю реализующая свой богатый потенциал! Ну и понеслось – «я вам пишу…(«..чего же боле…») приходите…к нам…на танцы… в клуб колхоза «Краснополицы». В среду. Татьяна Канарейкина». 

Летчику, разумеется, глубоко не интересно кто такая Татьяна Канарейкина, как и вообще колхоз «Краснополицы», но против своей воли он становится участником горячих страстей романтичной старшеклассницы, ее приземленного друга Мишки, который не намерен вот так просто сдаваться и наблюдать как «его Танька» «потеряв женскую скромность и гордость, украшающую советскую девушку, бегает за летчиком аморального поведения", при этом сам «товарищ летчик» даже толком понять не может, что же вокруг него происходит и как так вышло, что его начальство периодически принимает его то за совратителя, то за алкоголика. Пока юная дева сходит с ума и всячески пытается обратить на себя внимание, в чем одни ей содействуют (младшая сестра едва ли не дошкольного возраста), а другие мешают (влюбленный друг Мишка), летчик тем временем упорно пытается заниматься игрой на трубе что бы сдать сессию в муз.училище, в котором он учится заочно, родители Татьяны по уши в хозяйственных заботах (изумителен Леонид Куравлев в роли тихого интеллигентного отца, который бесконечно терпит придурь и старых и малых в своей семье), а жизнь в родном колхозе идет своим чередом… 


Грамматиков очень иронично обыгрывает мирное сосуществование грез и реальности в отдельно взятой голове обаятельной, но еще не очень умной девушки, при этом не выставляя ее полной идиоткой и не задаваясь риторическим вопросом «а кто из нас умен в 15, особенно когда влюблен?». Более того, именно эта способность погружаться в мир фантазий, когда реальность предполагает более трезвый взгляд на вещи, и привлекает режиссера, служит двигателем сюжета, а зрителей заставляет смеяться. Фантазии Татьяны – та еще психоделика: здесь тебе и изображение в черно-белом цвете и неожиданные танцы в замедленном темпе, причем не только ее самой и летчика, но и односельчан («как в балете!»), а на заднем плане непременно будет маячить печальный Мишка, которому куда уж тягаться с летчиком! 


При этом и Таня Канарейкина и Мишка очень забавно изъясняются, на манер школьников из старого советского кино, но в данном случае это подается с доброй усмешкой. Манера эта заключается в некоторой высокопарности, почерпнутой из стиля классической литературы, которую проходят в школе, а так же из передовиц советских газет, в которых про «дружный коллектив» и «мечты о светлом будущем», ну и все это помножено на впечатления, почерпнутые из того масскульта, который был доступен советским гражданам 70-х. Однако произносится это не заученным тоном, а искренне и непосредственно, а потому вдвойне комично и еще более комично, когда поверх всего прорывается рвущееся из души «а вот фига вам!» и тому подобное. Таня вся в мечтах, Мишка твердо ходит по земле и вроде бы на столько не похожи друг на друга, но на самом деле созданы друг для друга, просто оба этого еще не сознают. Потрясающе подобраны актеры на главные роли – Алена Кищик (Таня) и Александр Фомин (Мишка). Увы, у Алены Кищик карьера в кино не сложилась (в ее фильмографии всего 2 фильма), а Александр Фомин погиб вскоре после выхода фильма, сделавшего его столь любимым у зрителей. Но это «за кадром», а «Шла собака по роялю» навсегда подарит нам эти образы, лучащиеся теплом и обаянием. 


Обаятельны в этом фильме абсолютно все, даже в крохотных ролях есть свой шарм и изюминка: вот бабка Маланья аккомпанируя себе на балалайке поет собирателю фольклора то арии из «Князя Игоря», то песни Высоцкого, убеждая что все это песни народные, а с автором одной из них она даже лично знакома, вот плюгавенький милиционер, дремлющий над увесистым томом «Кто убил Кеннеди» (ага, в поселке с поэтическим названием Верхние Ямки это особо актуально) – они все там такие, смешные и очень человечные, а сам фильм заставляет улыбаться, даже если в реальности поводов для этого не всегда достаточно.

1 комментарий:

  1. автор проследил судьбу юных исполнителей, а самое любопытное не заметил - роль бабки маланьи исполнила Кира Смирнова, эстрадная артистка, певица, певшая в парижской Олимпии, жена Заходера, а потом в 90-ых она отжигала в передаче В нашу гавань заходили корабли..

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.