понедельник, 12 октября 2020 г.

"Долой огуречного короля" (1990)


 
- Какой же это путч?! Это революция! 
- Это путч! Путчик!! Путчило!!! 

 Довольно веселый и немного упоротый телеспектакль по книжке австрийской писательницы, из которой позднесоветские дети узнали термин "путч", а также его отличие от революции аккурат за год до августовских событий 1991 года.  

С первых минут мы видим обычного австрийского школьника Вольфи отчаянно долбящего по последнему писку советской пишущепечатной промышленности без электрического привода с целью запечатлеть удивительные и драматические события произошедшие в семейном кругу на прошедших пасхальных каникулах. Что интересно, мастерски показаны все затуманенные переходным возрастом взгляды на родителей, учителей и собственное место в будущей жизни. Соответственно этому папаша главного героя, менеджер среднего звена в страховой компании, показан этаким начинающим домашним тираном, которому недостаточно орать на работе всего на трех подчиненных и получать нагоняи от директора и поэтому срывающемуся дома на детях. Но сейчас, по прошествии лет видно, что это простой работящий мужчина с кризисом среднего, несущий на своем горбу аж пятерых членов семьи, которые его ни в грош не ставят. Так, Вольфи, от имени которого идет рассказ, редкий оболтус стоящий на грани исключения из школы за неуспехи по математике, которые всячески скрывает от родителей. Дочь Мартина, старшеклассница, несмотря на то что является отличницей начинает доставать всех своей просыпающейся женственностью. Ах, домашние тираны не позволяют ей пойти с мальчиком в кино на вечерний сеанс, ах, ретрограды точно не пустят ее на каникулах с тем же парнем поехать в Югославию с палаткой. Мамаша семейства, несмотря на внешнюю домохозяйственность и нестервозность, тоже подарочком не является - за спиной мужа проворачивает финaнсово-товарные махинации с бытовой техникой, якобы не желая травмировать супруга фактом нецелевого расходования семейного бюджета. 

Идейным вдохновителем всей этой фронды является дедушка, причем не тесть, а как раз родной отец главы семьи, который вместо того, чтобы как все нормальные австро-немецкие пенсионеры отъехать в фешенебельный дом престарелых, продолжает сидеть на шее у сына. Попутно курится трубка, играются шахматы с Вольфи, читаются газеты, под которые ненавязчиво ведется левая пропаганда с критикой жизни взрослого сына под рефрен "все-таки что-то я упустил в твоем воспитании". 

Единственный лояльный отцу член семьи - малыш Никки, папин любимец. Только он не злословит и не строит козней, более того - искренне жалеет главу семьи и готов его поддержать почти во всем. Семейка бюргеров в полном составе. 

Описание членов семьи и климата ячейки австрийского общества является важной деталью событий пасхального утра, когда домочадцев усевшихся за праздничный стол отвлекает громкий шум идущий с кухни. Прибывшие на кухню бюргеры шокированы - на их кухонном столе восседает особа королевской крови ну очень маленького роста и в довольно странном наряде. 

Не менее удивительной является и речь пришельца, представляющая для привычных к хохдойчу ушей австрийцев какой-то воляпюк, который более-менее понимает только малыш Никки, поневоле ставшим добровольным переводчиком. Тем временем зеленый человечек, требующий обращаться к нему "Ваше Левачество", представляется королем Куми-Ори, правителем страны подземлингов, располагающейся аккурат в семейном подвале, откуда он ныне изгнан в результате путча серобуромалиновой (в буквальном смысле) хунты. В результате изгнанный легитимный правитель просит временного убежища у бюргеров. Почти тут же симпатии семьи разделяются - старшие дети во главе с дедом, тут же ставящим под вопрос действительно ли в стране подземлингов произошел путч, или все-таки народная революция, переходят в стан противников свергнутого монарха. Ну не нравится им его вид и ужимки, хотя поначалу Куми-Ори к ним нейтрален. Отец же, вместе с Никки, откровенно симпатизируют огуречному королю, каждый по своей причине. Главе семейства очень даже понятна судьба главы государства, преданного своими подданными. Нечто подобное он чувствует и в своей семье. Благодаря своему росту и пронырливости Куми-Ори быстро находит компромат на своих противников в виде счетов из магазина и школьных дневников. Никки же от природы добрый и отзывчивый, за что шпыняем старшими братом и сестрой, мол нельзя жалеть всех подряд. Все вскоре переходит в семейно-политическую драму с гнилой картошкой, готовящимся геноцидом целого народа и предками из Дании (даже не ожидал такой от австрийцев ксенофобии по отношению к соседям по цивилизованной Европе). 

Это конечно не дилогия о "Мери Поппинс" для ознакомления советских детей с прелестями загнивающего Запада - формат пониже, песенки пожиже, да и спецэффекты слабоваты. Но хорошее использование актеров и декораций вместе со здоровой психоделикой доставляют вполне себе удовольствие, особенно у смотревших его в детстве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.