вторник, 20 октября 2020 г.

"Враг народа" (1978)

Оригинал взят у lev_semerkin в Где-то в Европе


Пьеса Ибсена подвергнута двукратной адаптации, сначала в 1950 году Артуром Миллером (под времена маккартизма) и затем в 1977 году сценаристы фильма адаптировали адаптацию Миллера – теперь под 70-е годы (эпоха пост-хиппи, крушение идеализма 60-х). 

Миллер добавил в пьесу американскую тему (доктор Стокман собирается эмигрировать из отсталой Европы в передовую «страну свободы») и тем самым сделал тонкий упрек современной Америке, одновременно воспел американскую мечту и поругал за отступления от идеала (на вас народы всего мира смотрят с завистью, мечтают увидеть статую Свободы, а вы маккартизЬм устраиваете). 

Маккуин сыграл упертого героя, несмотря ни на что остающегося верным своим убеждениям, он и внешне похож на бунтаря-интеллектуала 60-х (густая борода, очки, длинные волосы), попавшего в другие времена, практичные 70-е, когда свободу ценят только на словах, а на деле думают кошельком. 

Он ведь вовсе не революционер, не радикал, просто ученый (можно вспомнить «Детей солнца»). Он не восстает против общества (вот Курышев в спектакле МДТ сыграл сознательного врага общества), а маккуиновский Стокман простодушно хочет обществу только добра и поначалу слепо верит, что ему за спасение от заразы спасибо скажут и даже предупреждает газетчиков, чтоб потом не возносили его слишком сильно. Общество само его выталкивает и превращает в своего врага, политики от власти сразу начинают затыкать ему рот, политики от оппозиции пытаются использовать его открытие в своих интригах, тесть на этом открытии наживается (по дешевке скупает упавшие в цене акции). Его вполне естественные благие порывы всеми воспринимаются совершенно неадекватно. 

Присутствие в кадре бергмановской актрисы Биби Андерсон (в роли жены доктора), классический текст, серьезный тон и замедленный ритм поначалу настраивают зрителя на бергмановский лад, но добротная «костюмированная» режиссура профессионального телевизионщика Шеффера совсем не того полета. Все приемы лежат на поверхности - умильные стокманята (старший так похож на папу, тоже в очках), павильонный снег, старательная массовка, изображающая «дикий европейский народ», театрально загримированная седовласость и бородатость у персонажей второго плана. Только главный герой и главный застрельщик проекта Стив Маккуин вкладывает подлинную страсть и драму. В его странном облике сочетание хиппи с костюмом 19-го века как раз уместно. Самоограничение (играть приходится только глазами, от героического шлейфа прежних голливудских ролей нет и следа) приводит к сжатию и высокой актерской плотности. 

Дикость изображена в фильме даже слишком нарочито. У Ибсена доктор Стокман говорит, что «поработав на севере понял, что местным жителям врач не нужен, им нужен ветеринар». В пьесе эти слова характеризует Стокмана, предваряют финал его выступления на собрании - «Живущих во лжи надо истреблять, как вредных животных!», а в фильме слова про ветеринара характеризуют как раз горожан (которые ведут себя как свора), монолог против большинства сильно сокращен и произносится в запальчивости, не как обдуманное открытие новой истины. Такой Стокман однозначный герой, без страха и упрека. Не человек будущего, как у Ибсена, а реликт прошлого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.