Оригинал (отредактированный) взят у stranikmegzvezd в Император / Emperor (2012)
1945 год. Конец Второй Мировой войны. Япония - страна восходящего Солнца, цветущей сакуры и тайн, сокрытых двумя тысячелетиями истории. Истории завтрашний день которой под угрозой. Подчинившись приказу императора Хирохито, Япония официально капитулировала, но победители требуют отмщения - следствия, суда и казни тех, кто виновен в войне, тех, кто посылал в бой камикадзе и, конечно, тех, кто несет ответственность за Перл Харбор.
Сюжет построен таким образом, что тема войны и большой политики висит над головой главных персонажей этаким дамокловым мечом и в то же время отступает на второй и третий план, отдавая пространство кадра экскурсу в культуру Японии и истории любви мужчины с Запада и женщины с Востока.
Я не могу сказать, что этот прием совсем плох, потому что нельзя не оценить то уважение с каким фильм показывает зрителю некоторые принципы японского менталитета.
- Если ты поймешь преданность, ты поймешь Японию.
Страна, где жена беспрекословно подчиняется мужу, дети - родителям, ученики - сэнсэю, а все военные - от солдата до генерала - императору. Жизнь, как исполнение своего долга до последнего вздоха и, если потребуется, до последней капли крови.
Конечно, преданность и несгибаемость в исполнении приказа ценится везде - и в штатах, и в оплоте "красной чумы", то есть СССР, но согласитесь, что тут идет практически лобовое столкновение национальных идей. Достаточно вспомнить сколько и с каким энтузиазмом американцы говорят о принципах свобод и прав своего общества, чтобы почувствовать всю остроту этой линии сюжета.
Если японцы все как один верны императору, то каким образом можно доказать его невиновность? Как не крути, а война по факту была и унесла тысячи жизней с обеих сторон баррикад. Получается, что поиск оправданий становится невыполнимой задачей и всё нужно свести к накоплению доказательств для приговора? Или же всё не так просто? Возможно, в обществе с железной преданностью император имеет несомненно важную, но гораздо меньшую роль, чем ту, что приписывают ему люди других стран. Возможно, идеология сильнее того, в чьи руки вроде бы даны все нити государственной власти. И часто случается так, что не правитель распоряжается системой, но система руководит им.
Девушка Айа становится для Феллерса и для зрителя своеобразной проводницей или даже японской Ариадной, направляющей и указывающей на новый образ Страны восходящего Солнца. Тот самый образ, который сейчас, спустя более чем полвека после WWII известен через японский Hi Tech, анимэ и прочее, что составляет мощный поток импорта с этого сравнительного маленького, но очень активного во всех смыслах слова островка земли в большой мир Евразии, Африки и обоих Америк.
Если я всё правильно понимаю, то этим фильмом американцы как бы извиняются перед японским народом за все беды причиненные во время WWII.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.