понедельник, 11 мая 2020 г.

"Цю Цзю идет в суд" (1992)

Кинопоиск

Поссорились как-то крестьянин со старостой. Первый довольно грубо прошёлся в отношении дочек уважаемого человека, за что второй вдарил от души, поломав охальнику ребро и повредив ещё кое-что, без чего крестьянину вполне возможно не светят в будущем уже ни дочки, ни сыновья. Цю Цзю, беременная жена пострадавшего, решила, что свои права надо отстаивать, — никто не давал права старосте пинать человека ногами — и пошла жаловаться в райком. В райкоме жалобу приняли и присудили старосте выплатить пострадавшему компенсацию. Староста на компенсацию согласился, но, чтобы не потерять лицо, не просто отдал деньги, а бросил их перед беременной Цю Цзю на землю. Мол, ты мне ещё двадцать раз поклонись, пока будешь бумажки подбирать, и мы в расчете. Но не так нужны Цю Цзю эти деньги, сколько, чтобы староста признал свою неправоту и извинился. Поэтому сначала она едет с жалобой в округ, потом в город.

История многим хорошо знакомая, да что там — можно сказать, общемировая. И в этом плане ничего нового мы не узнаем. Цю Цзю ходит с жалобами, старосте остаётся только тихо материться, да усмехаться всё новым неудачам соседки, а мужа упорство супруги только раздражает, т. к. в деревне над ними уже посмеиваются, и если пойдёт так и дальше, то вовсе прослывут они с Цю Цзю «сутяжниками» и «сквалыгами». Однако воспользовавшись этой простенькой историей, режиссёр рассказывает не столько о злоключениях беременной крестьянки, сколько показывает жизнь бедных районов современного ему Китая. В фильме немало съёмок скрытой камерой: на рынках, в общепитах, у вокзалов, на улицах. Имоу практически с самого начала даёт нам понять, что история Цю Цзю отнюдь не какая-то из ряда вон выходящая: когда героиня впервые приходит с жалобой в райком, там уже идёт разбирательство по аналогичному случаю: тоже драка. Или самое начало фильма, когда камера будто случайно выхватывает из толпы двух женщин (Цю Цзю с сестрой) толкающих тележку.

Фильм «Цю Цзю идёт в суд» скорее программное кино для китайского режиссёра Чжана Имоу. Такие фильмы есть практически на каждом фестивале, они получают свои награды, и уже через год зритель забывает о них. Тут нет выдающихся актёрских работ — снято всё с нарочитой простотой, почти в документальной манере. Тут практически нет действия, которое бы удерживало зрительское внимание на протяжении полутора часов. Хотя нельзя не отметить, что данный фильм имеет всё же довольно едкую концовку: Цю Цзю так и не добилась того, чего хотела, но её постоянные жалобы запустили государственную машину, которая всё рассудила по-своему. Человеческие законы несовершенны, они, как чуждый организм — если истца не устраивает одно решение, государство «предложит» другой вариант, ещё менее удовлетворяющий желаниям правдоискателя, и попробуй докажи, что ты не верблюд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.