понедельник, 18 мая 2020 г.

"Леопард" (1963)

Кинопоиск


В замечательном фильме Лукино Висконти “Леопард” (1963), основанном на романе Томази ди Лампедузо есть один малозаметный эпизод. Он не столь важен для сюжета или для оценки художественных достоинств самой картины, но по особенному примечателен.


На улице дождь, гром, вся familia дона Салина (Берт Ланкастер) собралась вместе и в компании отца Пирроне (Ромоло Валли) коротает вечер в одном из залов дворца у большого камина. Вдруг вбегает слуга и сообщает, что приехал сеньор Танкреди (Ален Делон). Все возбуждены и очень рады. И вот он входит в зал, сбрасывает мокрый плащ, обнимается, целуется с членами семьи, а после каждому показывает кольцо, которое собирается вручить своей невесте Анджелике (Клаудиа Кардинале). Танкреди едва успевает похвастаться своим приобретением, как в зале вся вымокшая, запыхавшаяся от бега появляется Анжелика. Он быстро подходит к ней, целует несколько раз в лицо и в лоб, а затем открывает футляр с кольцом…

И дальше самое интересное: он берет кольцо и небрежным движением, каким отбрасывают шкурку от банана, избавляется от футляра. Тот буквально вылетает из кадра, в руке Танкреди остается только кольцо, которое он и надевает на палец своей возлюбленной.

Вы спросите: что в этом такого особенного?

А любопытна как раз его манера обращения с футляром. Он не просто отставляет его в сторону или кладет в карман, нет, он его выбрасывает, будто мусор.

Как делают обычно (и в жизни, и в кино, а ведь кино это во многом модель поведения, образец для подражания): если жених не большой оригинал и не собирается запекать кольцо в торте или погружать на дно бокала с шампанским, он приглашает свою избранницу в ресторан и преподносит кольцо, зачем-то сперва демонстрируя его в упаковке (уверен, что и вы видели такое множество раз). Конечно, он тоже надевает кольцо ей на пальчик, но футляр никуда не девается, он лежит где-то рядом на столе и будет захвачен с собой, словно эта ювелирная упаковка сама по себе имеет ценность. И таким образом выходит, что преподнося или презентуя кольцо в футляре, жених ведет себя как продавец в ювелирном магазине, он дарит Товар с упаковкой, превращая его в нечто неотъемлемое, в атрибут, то есть придает ей больше значения, чем она того заслуживает. В этом, как мне кажется, проявляется то особое внимание, уважение современного человека к упаковке, а если посмотреть глубже, то к форме и общему эффекту, в противовес сути и содержанию. Герой Алена Делона разрывает эту связь между самой вещью и её оберткой, хотя сам он как раз представляет собой пограничную фигуру, но это уже другая, не менее интересная тема.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.