суббота, 2 мая 2020 г.

"Скрытое" (2004)

Кинопоиск


"Скрытое" (2004) Михаэля Ханеке - ещё одна кинопровокация от немецкого мэтра, которая, судя по негативным откликам, сильно раздражает как "правых" (что естественно), так и "левых" (что парадоксально). Это по духу французский фильм, снят во Франции, играют роли французские актёры, затронута тема мигрантов и несправедливого отношения к ним, но главный признак не в этом - а в "французском экзистенциализме", который виден в картине. Мне в голову при просмотре фильма пришло, что я окунаюсь в произведение Альбера Камю (хотя, конечно, Ханеке далёк от Камю). Ничего типично немецкого в "Скрытом" нет - на мой взгляд.

О чём фильм? О том, что наше настоящее - это ещё и наше прошлое, от которого не убежать. И если мы совершили неблаговидный поступок, этот неблаговидный поступок вошёл в плоть нашей личности. Как бы мы не притворялись добропорядочными людьми, наше прошлое будет вылезать из "подполья" и пачкать блестящую, лакированную действительность.

Мы оттолкнули ради нашего удобства от себя человека, который попал в беду? Тогда не следует говорить ГРОМКИЕ РЕЧИ о человечности и притворяться приличными, культурными людьми. Мерзость стала нашей сутью. Мы можем быть УСПЕШНЫМИ, мы можем выглядеть внешне СЧАСТЛИВЫМИ, нами будет восхищаться множество уважаемых людей, но... каждая мелочь будет бить нас: ТЫ ПОГУБИЛ ЧЕЛОВЕКА.

Успешному литературному критику (Даниэль Отой) и его жене (Жюльетт Бинош) приходят странные послания: кассеты с записью их дома, рисунки на бумаге с изображением мальчика, которого рвёт кровью. Позднее некто начинает аналогичные послания отправлять в школу, где учится их сын. Затем послания появляются на работе критика (он ведёт литературную передачу на телевидении), ему приходится всем объяснять, что кто-то преследует его из-за проступка в шестилетнем возрасте...

"Скрытое" начинается как триллер и снят, как обычно у Ханеке, мастерски, с множеством отсылок. Ханеке показывает повседневную жизнь "среднего" француза. Но это не имеет ключевого значения: вместо француза мог быть и немец, и поляк, и чех, и британец, и русский. "Скрытое" - это о нас всех.

Многие из зрителей так и не поняли, о чём фильм. Провокации раздражают "среднего" зрителя. Даже интеллектуальное кино - по их мнению - должно быть понятно. И тем более, когда режиссёр воздействует на сознание (на совесть) зрителя слишком сильно, вызывая у него болезненные ощущения, обыватель выходит из себя и изрыгает злобные реплики: этот Ханеке - ненормальный какой-то и снимает дурацкое кино!

В "Скрытом" Ханеке ни много ни мало вводит в картину в качестве действующего лица самого себя (о чём я нигде так и прочитал - мне не попалась в глаза ни одна рецензия, где было бы написано об этом). Причём это сделано настолько умело, что зритель даже не осознаёт режиссёрского трюка. Здесь он перещеголял самого себя с "Забавными играми".

Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за первое место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало мая.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.