вторник, 12 мая 2020 г.

"Дефолт" (2018)

Оригинал взят у jacob_burns в Дефолт / Gukgabudoeui nal (2018)
Кинопоиск


Дефолт (точный перевод, как сообщает Кинопоиск, "День национального банкротства") - выглядит как гибрид "Игры на понижение" и "Предела риска" с корейским колоритом, и конечно же смотреть на это очень интересно, потому что выглядит ну очень знакомо.

В 1997 году Азию, в том числе и Корею, потряс мощный кризис. Природа его примерно такая же, как в Америке, но с восточным уклоном. Чинуши из правительства отмывали деньги, выдавая "своим" компаниям баснословные кредиты, которые не приходилось отдавать, потому что компании все равно банкротились. Плюс к этому растрачивался резервный фонд в истеричных попытках поддерживать курс национальной валюты.


В фильме можно выделить три основные линии. Первая - история руководителя кредитно-финансового департамента корейского Центробанка госпожи Хан (Ким Хе-су), которая вычислила надвигающийся коллапс (очень похоже на сюжет "Предела риска") и сообщила о нем непосредственному начальнику, который в панике побежал докладывать руководству страны. Очень скоро выяснилось, что руководство по большей части абсолютно некомпетентно (как и сам начальник), остальные же - молодые да ранние либералы (очевидно точь в точь как такие же, как и наша гайдаровская гвардия). Некомпетентные старики парализованы ужасом, либералы же видят в кризисе возможность избавить страну от социальных гарантий, отдав на растерзание МВФ. Госпожа Хан (да, в фильме называют ее именно так и больше никак, хотя она довольно-таки молода) пытается бороться, предлагая менее "радикальные" меры спасения ситуации, но политическая воля либералов побеждает и МВФ в лице персонажа Венсана Касселя прибывает на переговоры, которые более выглядят как ультиматум.


Вторая линия: финансовый брокер Чон-хак (Ю А-ин) также вычисляет грядущий кризис, уходит из компании, собирает своих "любимых" клиентов, которым помог неплохо заработать своими советами, делает презентации о дефолте. Верят ему всего двое из приглашенных, и с их деньгами он начинает активно играть на понижение разными способами, от скупки валюты до более изощренной биржевой игры.

Третий - Гап Су (Ху Джун-хо) хозяин крохотной фабрики по производству мисок. Его продукцией заинтересовался крупный универмаг, делает ему крупный заказ, но вместо денег дает вексель. Гап Су и его партнер берут кредиты, расширяя производство и закупая материалы, но когда дерьмо влетает в вентилятор, универмаг разоряется, и вексель не стоит бумаги, на которой напечатан. Долги же Гап Су все еще более чем реальны.


Получилась весьма поучительная история, как политики убивают свою страну, и весь мелкий и средний бизнес, практически продав все активы США, МВФ выглядит американской марионеткой. Требования МФВ - уничтожить любые социальные гарантии в стране (подчеркиваются требования изменить трудовой кодекс так, чтобы увольнение любого служащего в любой момент стало легче легкого, а также уничтожение коммерческих банков, которые и кредитуют бизнес в стране). Ну и конечно либеральные политики, для которых лечь под МФВ - голубая мечта, во всей красе.

Ну и также четко показано за какие именно "яйца" хватает МФВ страну-жертву. Очень умный фильм о политическом и экономическом устройстве современного мира.




Сегодня в обзоре южно-корейский фильм "Дефолт", 2019. Вспоминаем южно-корейский кризис 1997-1998 года, взгляд на эти события изнутри. Кстати если кто не в курсе то кризис 1998 в России был как раз следствием этого кризиса, начавшегося в Азии.

Ещё в 1962 году Южная Корея была одним из самых бедных аграрных государств, но благодаря экономическим преобразованиям она всего за два десятка лет превратилась в одну из быстроразвивающихся промышленных стран. А к лету 1997 года экономика Южной Кореи занимала уже 11-е место в мире с ВНП на душу населения в 10.000$. Когда в июле 1997 года курс тайского бата упал в два раза, а правительство Сиама объявило дефолт, это никого не насторожило. Но спустя всего пару месяцев посыпались Индонезия, Филиппины, Гонконг, Япония, Южная Корея. А через год, как вы помните, жопа настала и у нас.

Во время бурного роста иностранные банки охотно давали Южной Корее большие кредиты, но после начала кризиса в Азии они резко потребовали вернуть все деньги. И это было очень больно. В 1995-1997 годах южно-корейские компании слишком много средств вкладывали в строительство новых заводов и покупку нового оборудования, особенно в нефтяной промышленности и судостроении. Это оказалось ошибкой: в 1998 году большинство этих заводов были загружены на 30-40 процентов, а некоторые вообще не работали. Второй ошибкой было то, что крупные корпорации считали престижным и прибыльным вкладываться в самые разные отрасли производства. А мы же знаем, что будет, если погонишься за двумя зайцами. А если этих зайцев штук десять, и ты не особо разбираешься в некоторых из них, то понятно, что получится полная хрень. Помогли общей заднице и рядовые корейцы, которые с воодушевлением вкладывали свои деньги в различные вариации на тему" МММ". Поэтому не удивительно, что в час "Х" все они не смогли вернуть деньги банкам. Чтобы выбраться из этого состояния, Южная Корея вынуждена была обратиться к МВФ и параллельно начать экономические реформы. Общая сумма помощи за период кризиса составила $58,5 млрд.

На первом этапе с декабря 1997 по апрель 1998 года) власти постарались увеличить валютные запасы путем привлечения иностранного капитала, выпуска государственных облигаций, отсрочки выплат по краткосрочным иностранным займам и поддержания высокой процентной ставки. Прикиньте, была организована для населения кампания по сбору золота и только в первом квартале 1998 года население добровольно сдало ценностей на $2,1 млрд. Было разрешено увольнение рабочих.

На втором этапе с мая по июнь 1998 года правительство сняло ограничения на приобретения иностранцами недвижимости и снят лимит на покупку акций южно-корейских предприятий, внесены изменения в законодательство о слияниях и поглощениях компаний. Для реструктуризации финансов правительство выпустило государственные ценные бумаги на сумму 50 трлн вонов.

И только в начале третьего этапа с июля 1998 по 1999 год ситуация начала выправляться. Была завершена реструктуризация Hyundai, Samsung, Daewoo, LG. Для повышения эффективности было решено избавиться от большого числа непрофильных подконтрольных компаний.

В ноябре 1998 года вступил в силу новый закон о привлечении иностранного капитала и начато создание "зон иностранных инвестиций". В 1998 году объем прямых иностранных инвестиций в экономику Южной Кореи составил $8,9 млрд. При всём явном зверином оскале капитализма в лице МВФ были и положительные моменты. МВФ дал волшебный пинок южно-корейскому правительству. Без этого у них не хватило бы духу начать борьбу с накоплением долгов предприятий, коррупцией и т.д. Вот прям мануал для некоторых, сцука, правительств. Смотри и делай так же.

Вообще, корейцам зачёт за этот фильм. Чхве Гук-Хи не пытался сделать фильм зрелищным и воссоздать девяностые. Тут больше упор на эмоции людей и драматические сцены. Фильм интересен тем, что он показал как себя вели во время кризиса финансисты, власть и обычные люди. И прям в очень негативном свете показан Госдеп. Удивительно, что фильм не крутят по первому каналу. Венсан Кассель в роли Мишеля Камдессю, директора-распорядителя Международного валютного фонда прям вот очень шикарно сыграл. Стоит на него посмотреть. Чем-то фильм похож на "Игру на понижение" Адама МакКея, но, наверное, все кризисные ситуации такого рода в чём-то схожи. В такой ситуации и проявляются лучшие и худшие людские качества.

А мы только можем порадоваться за Южную Корею с грустью оглядываясь вокруг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.