воскресенье, 31 мая 2020 г.

"Две королевы" (2018)

Кинопоиск


На дворе 16 век, Мария Стюарт возвращается в Шотландию после смерти своего юного супруга Франциска II и собирается заявить свои права на английский престол. На нём сидит её кузина королева Елизавета I, и просто так отдавать насиженное место она не собирается. Сильнее всего разлад между сёстрами вносит религиозная составляющая - Мария проповедует католичество, тогда как Елизавета - протестантка. Расположившись вдали друг от друга они обе пытаются добиться своего посредством интриг и предательств, а также негласным соревнованием кто быстрее выйдет замуж и родит наследника престола.

История Марии Стюарт уже неоднократно излагалась и в книгах, и в фильмах, так что новая интерпретация не сильно отличается оригинальностью. Во многом сценаристы следуют исторической канве и изредка дают себе волю в изображении событий для подъёма зрительского интереса. Основная часть событий демонстрирует Марию в её стремлении занять престол Англии и вынудить королеву Елизавету признать её права.

Несмотря на все её притязания, Мария никогда не могла получить полной поддержки своих подданных из-за разнообразных причин. Её религия воспринималась многими в штыки, хотя она никогда открыто не заставляла никого переходить под знамёна католичества. Её первый французский муж Франциск II, умерший в 16 лет, не прибавлял её персоне значимости, хоть Мария и числилась королевой Франции на короткий промежуток времени. Все её последующие браки порождали ещё больше слухов и недомолвок, и в фильме сценаристы уделили этим фактам достаточно времени. Протестантский проповедник Джон Нокс регулярно выступает с обвинительными и откровенно лживыми речами в адрес королевы Марии, подводя повествование к печальному финалу, с которого авторы начали фильм.

Для режиссёра театральных постановок Джози Рурк — это первый полнометражный фильм и общая театральность происходящего ощущается невооруженным взглядом. Размеренное повествование выделяется красивыми ракурсами, демонстрирующими во всей красе неплохие наряды и просторные пейзажи. Рурк часто играет на контрасте мрачных шотландских залов, где Мария принимает гостей и просторных светлых, залитых солнцем, покоях, где Елизавета обсуждает план действий со своим советом. В целом, Рурк справилась с поставленной задачей - история Марии Стюарт и её судьбы показана более чем хорошо и с эстетически правильно расставленными акцентами. И лицемерная любовь двух сестёр, которые пишут слащавые письма друг другу, а на деле соперничают не на жизнь, а на смерть; и регулярные интриги, где за спинами плетут трёхэтажные интриги и подстраивают заговоры, а потом предают друг друга, лишь бы спасти собственную шкуру; и кровавые расправы, где на глазах у беременной королевы затыкивают ножичками её фаворита, лишь не произнося "За дозор!" при каждом ударе; и ленивые войны, где командующие армиями пытаются превзойти друг друга в изобретательности и побеждают не в чистом поле силой и числом, а в лесной местности, устраивая засады и загоняя обескураженных врагов в бурную реку. В фильме всего этого хватает и даже неплохо смотрится, однако, чем дальше продвигаются события, тем более беззубым становится происходящее.

Актёры стараются как могут. Сирша Ронан в образе Марии Стюарт светится уверенностью и убедительностью, при этом не забывая добавить мягкости своему образу. Большая часть очарования кроется именно в её актёрской игре - оригинальное название фильма "Mary Queen of Scots" недвусмысленно поясняет кто тут главный, а российские прокатчики решили конвертировать одного конкретного человека в "Две королевы". Остаётся только оставить это на их совести и наслаждаться актёрской игрой Ронан.


Марго Робби, сыгравшая королеву Елизавету I, уделено преступно мало хронометража, чтобы пощеголять торчащим горбатым носом и изъеденной оспой кожей. От сцены к сцене её внешний вид худшает и визуально подтверждает её постепенную психологическую травму. На фоне всего этого перебор с красными париками и выбеленным гримом даже не смотрится лишним, хоть она и напоминает Красную Королеву из "Алисы в Стране Чудес". Робби отлично передаёт ту нервозность, неуверенность и паранойю несчастной женщины, которая отлично контрастирует с холодной и резкой актёрской игрой Сиршы Ронан.

Из второстепенного состава можно отметить разве что Дэвида Теннанта, сыгравшего проповедника Джона Нокса, который постоянно поносит Марию и обвиняет её во всех бедах. Его безумный взгляд не скрыть за пышной бородой, так что актёр узнаётся мгновенно. Мелькающий на заднем плане Гай Пирс так и вовсе остаётся бледной тенью всего остального и на него как-то даже внимания не обращаешь.

Проблема фильма в том, что несмотря на всю историческую достоверность, авторам не хватило накала страстей и уровня драмы, чтобы всё происходящее смотрелось на одном дыхании. Весь фильм ты ждёшь, что сейчас начнётся какое-то активное действие или очередная трагедия выведет героев из полудрёма. Но нет - какие бы жестокие, грубые или отвратительные события не происходили, ты воспринимаешь их как данность, и они совершенно не впечатляют.

"Две Королевы" это приятный, но совершенно беззубый исторический фильм про Англию и Шотландию 16 века. Вроде и историческая подоплёка на месте, и интриги, и предательства, и кровавые расправы, и взаимная лицемерная любовь двух сестер, которые не могут поделить трон и женихов, но все равно ощущение стерильности не покидает до финальных титров. Атмосфера старой Англии пронизывает нарядами, интерьерами и манерами, так что проникнуться духом эпохи можно без труда. Но все равно останется неуловимое чувство отсутствия накала страстей и драмы. По крайней мере, мне не хватило.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.