Оригинал взят у visitor_fudo в Человек из мрамора. Анджей Вайда. 1977
Кинопоиск
Несколько саркастичная, но от этого не менее горькая история о лжи и правде, стоявших за образами строителей коммунизма, и что на самом деле происходило с людьми, образы которых легли в основу памятников той эпохи.
Молодая выпускница киношколы Агнешка (Кристина Янда) решает посвятить свою дипломную работу некоему Матеушу Биркуту (Ежи Радзивилович), фотогеничному и крепкому каменщику из глубинки, однажды ставший героем документального фильма о постройке послевоенного мира в Кракове. Однако, отправившись по следам своего героя в забытые киноархивы и опрашивая знакомых ему людей, Агнешка понимает, что показанное в том фильме не раскрывает и мизерной части трагедии и сложной жизни Биркута. То, какую цену ему пришлось заплатить за свой знаменитый рекорд по укладыванию кирпичей и что стало с ним как с человеком после того, как он продолжал пропагандировать коммунистические идеалы, все это осталось за кадром. Девушка встречается с режиссером той документалки, достает не вошедшие в нее материалы, общается со старыми друзьями пропавшего Биркута и, в конце концов, выходит на его сына, который раскрывает ей последние кусочки пазла о человеке из мрамора.
Один из самых важных для Вайды фильм на самом деле задумывался очень давно, еще после того, как провалилась картина “Самсон” и режиссер захотел снять что-то более современное. Начальник студии, в которой Анджей Вайда тогда работал, предложил ему потенциально интересный материал, рассказать о герои эпохи сталинизма, жизнь которого покатилась по наклонной. Режиссеру идея понравилась, но он решил показать эту историю с точки зрения журналистского расследования молодой женщины-режиссера, прототипом которой тоже был реальный персонаж. Увы, поставить такой фильм в 60-е было решительно невозможно, ибо сама тема была настоящим вызовом не только системы рабочего союза страны, но и критиковала образы и идеалы коммунизма. И вот в середине 70-х Вайда оказывается в положении, когда может спокойно общаться на равных с руководством министерства культуры. Причем он пользовался таким уважением, что исполнявший тогда обязанности министра Юзеф Тейхма, рискуя карьерой, без согласия остальных членов кабинета, разрешил Вайде снять фильм по столь смелому сценарию. Там был еще один момент, когда Вайда требовал себе в помощники свою соратницу Агнешку Холланд, но получил строигий приказ снять ее с картины, иначе проект остановят. Приказу он последовал, но запомнил это на будущее.
Этот фильм завершил формирование важного явления в польском кинематографе, который называется “кино морального беспокойства”, для которого характерно недовольство ограничениями свободы художника коммунистическими властями. Многие польские авторы последовали за Вайдой в этом до определенного времени скорее дон-кихотском порыве в борьбе с режимом. Если же рассматривать фильм, как самостоятельную единицу, в отрыве от исторического контекста, то и тут есть чем восхищаться. У Вайды получился настоящий эпик, глубокий и мощный по выразительности. Прекрасная актерская игра, смелая история, восхитительная музыка. Западные критики сравнивали ленту с “Гражданином Кейном”, и не напрасно. Через поиск правды об определенном человеке раскрывается дух эпохи. И тут в фильме можно увидеть определенное противоречие. Совершенно очевидно, что для самого Вайды возвращение в пропагандистский соцреализм - это акт покаяния. Но тогда не очень понятно, почему некоторые моменты, связанные с этой эстетикой, поданы в столь теплых тонах.
Но не об этом думали польские критики, когда увидели этот фильм в первый раз. Сначала они были шокированы, а потом получили сверху приказ уничтожить картину со страниц своих изданий. Министерство культуры было подвержено перестановкам, введены лояльные режиму чиновники, а Тейхма подал в отставку. Фильм проиграл все награды, хотя это однажды закончилось скандалом, когда Кшиштоф Занусси отказался принимать приз из-за того, что проиграл Вайда. Западные зрители были лишены возможности увидеть фильм на долгие годы. Для самого Вайды фильм стал первым в своеобразной трилогии, над которой он будет работать десятилетиями, продолжив “Человеком железа” и закончив “Человеком надежды”.
А я только сегодня написал статью об этом фильме.
ОтветитьУдалитьНадо же, как совпало. Видимо, тема оказалась на сегодня актуальной. Я знаю, что у Вас есть рецензии на фильмы этого режиссера, но точно помнил, что об этом фильме Вы не писали.
УдалитьВ фильме Бортко 87-го года "Единожды солгав" есть эпизод, который напрямую отсылает к этому фильму.
УдалитьВсе банальнее - просто программа подбора фильмов в ivi.ru высветила "Человек из мрамора" и я решил пересмотреть (я его смотрел лет шесть назад).
Удалить