Оригинал взят у marie_bitok в Наивная картина мира
Кинопоиск
Мир сегодня томится, но часто сам себе не признается, что это тоска по утраченной ментальности. Конечно, глобализация имеет огромные преимущества, но она не имеет характера – у нее нет своих привычек, поверий, промыслов и диалектов. Утолить эту тоску можно, наверное, и «антропологическим» кино, которое рассказывает об других народах. Причем, если в документальном кино здесь нет дефицита, то и игровом очевидно есть. Тем более захватывающими становятся ленты вроде «Боги, наверное, сошли с ума» (1980) Джейми Юйса.
Очарование этой простой истории о бушмене из африканского племени, наверное, прежде всего в ее наивности, вернее в том особом восприятии мира, о котором создатели фильма постарались рассказать. История бушмена Кси, отправившегося искать край земли, может показаться только экзотической зарисовкой, но на самом деле она может рассказать зрителю гораздо больше. О силе добра, об умении идти до конца за своей целью, о вере, о единстве с природой, о простоте.
Кси отправляется искать край света, чтобы сбросить с нее бутылку из-под кока-колы, которая стала причиной ссор и раздоров в его родном племени. И если оставить за скобками рассуждения о примитивных космических знаниях и представлениях о плоской земле, то понимаешь, что на этом наивности приходит конец: в плане понимания общечеловеческих ценностей и отношений между людьми Кси и его соплеменники для нас – недостижимая высота. Казалось бы, героизм и мудрость не зашкаливают: микроскопическое племя отказалось от весьма удобной вещи в пользу мира внутри себя. Но эта ситуация аналогична той, что описана в детской сказке про слона и муравья: важно не то, насколько тяжелый предмет ты можешь поднять, а то, насколько он больше тебя. То есть даже если ты очень маленький, ты способен неси непосильную ношу, а если вас таких маленьких много, то невозможного уже не существует. Поэтому есть ощущение, что африканское племя – это идеальное общество, рай, где для каждого важнее всего не «я», а «мы». Они достигают гармонии несмотря на то, что не знают психоанализов, теорий личности и различных «измов».
Понимание важности друг друга идет, наверное, из единства с природой и следования за ее законами, а не навязывания ей своих. В условиях, далеких от идеальных, бушмены умеют радоваться каждой капле воды. Наблюдать за ними – это, как наблюдать за детьми: вроде бы простые действия, начала постижения мира… Но ведь именно в детстве мы, образно выражаясь, ворочаем самые тяжелые камни – узнавая мир, себя, язык. Поэтому не такие уж наивные показанные нам люди, и то, что они никогда не пили колу – еще одно доказательство тому.
«Боги, наверное, сошли с ума» - легкая комедия, которая не оставляет привкуса горечи или мудрствования. Благодаря ее юмору удается сохранить веру в человека – что он сумеет найти свой потерянный рай, что прекратит развлекать себя охотой и сафари, что научится вновь смотреть на мир открыто. И пусть эти мечты кажутся наивными, но ведь именно этому мы хотели бы научится у быстроногого Кси из маленького бушменского племени.
Кинопоиск
Мир сегодня томится, но часто сам себе не признается, что это тоска по утраченной ментальности. Конечно, глобализация имеет огромные преимущества, но она не имеет характера – у нее нет своих привычек, поверий, промыслов и диалектов. Утолить эту тоску можно, наверное, и «антропологическим» кино, которое рассказывает об других народах. Причем, если в документальном кино здесь нет дефицита, то и игровом очевидно есть. Тем более захватывающими становятся ленты вроде «Боги, наверное, сошли с ума» (1980) Джейми Юйса.
Очарование этой простой истории о бушмене из африканского племени, наверное, прежде всего в ее наивности, вернее в том особом восприятии мира, о котором создатели фильма постарались рассказать. История бушмена Кси, отправившегося искать край земли, может показаться только экзотической зарисовкой, но на самом деле она может рассказать зрителю гораздо больше. О силе добра, об умении идти до конца за своей целью, о вере, о единстве с природой, о простоте.
Кси отправляется искать край света, чтобы сбросить с нее бутылку из-под кока-колы, которая стала причиной ссор и раздоров в его родном племени. И если оставить за скобками рассуждения о примитивных космических знаниях и представлениях о плоской земле, то понимаешь, что на этом наивности приходит конец: в плане понимания общечеловеческих ценностей и отношений между людьми Кси и его соплеменники для нас – недостижимая высота. Казалось бы, героизм и мудрость не зашкаливают: микроскопическое племя отказалось от весьма удобной вещи в пользу мира внутри себя. Но эта ситуация аналогична той, что описана в детской сказке про слона и муравья: важно не то, насколько тяжелый предмет ты можешь поднять, а то, насколько он больше тебя. То есть даже если ты очень маленький, ты способен неси непосильную ношу, а если вас таких маленьких много, то невозможного уже не существует. Поэтому есть ощущение, что африканское племя – это идеальное общество, рай, где для каждого важнее всего не «я», а «мы». Они достигают гармонии несмотря на то, что не знают психоанализов, теорий личности и различных «измов».
Понимание важности друг друга идет, наверное, из единства с природой и следования за ее законами, а не навязывания ей своих. В условиях, далеких от идеальных, бушмены умеют радоваться каждой капле воды. Наблюдать за ними – это, как наблюдать за детьми: вроде бы простые действия, начала постижения мира… Но ведь именно в детстве мы, образно выражаясь, ворочаем самые тяжелые камни – узнавая мир, себя, язык. Поэтому не такие уж наивные показанные нам люди, и то, что они никогда не пили колу – еще одно доказательство тому.
«Боги, наверное, сошли с ума» - легкая комедия, которая не оставляет привкуса горечи или мудрствования. Благодаря ее юмору удается сохранить веру в человека – что он сумеет найти свой потерянный рай, что прекратит развлекать себя охотой и сафари, что научится вновь смотреть на мир открыто. И пусть эти мечты кажутся наивными, но ведь именно этому мы хотели бы научится у быстроногого Кси из маленького бушменского племени.
Не видела этого фильма, но, если я правильно поняла рецензента, там речь идет о том, что люди сознательно отказались от некоего технического изобретения, потому что решили, что зла от него больше, чем пользы. Если историки правы, то же произошло в срендевековом Китае по приказу императора, когда он запретил заморские вояжи. Такие случаи чрезвычайно меня интересуют.
ОтветитьУдалитьРуссоистскому прославлению благородного дикаря я, правда, не верю. В этом смысле мне понравился фильм Иоселиани о Сенегале: он именно показывает там процесс распада традиционной культуры, но без всякого сюсюканья.
С одной стороны, я с Вами согласен, потому что тоже не верю в благородную чистоту первобытных отношений, но, с другой стороны, понимаю, что не нравиться авторам в так называемых достижениях цивилизации. Мы привыкли воспринимать наше технократическое общество как высшую ступень развития человечества, но никакое средневековье не сравниться по жестокости с тем, что творилось в 20-м веке. Сегодня судьба всей человеческой расы находится в руках нескольких отморозков с ядерной кнопкой. И, честно говоря, я не вижу вариантов, при котором было бы возможно избежать самого страшного.
Удалитьпредмет был бутылка из под Кока Колы.
УдалитьВидел кино в детстве
Стивен Пинкер в своей книжке про ангелов убедил меня в том, что собственно жестокость, даже с учетом двух мировых войн, в ходе истории все же уменьшается. Другое дело, что в те времена техническое обеспечение не позволяло наделать много вреда. Сейчас же опасность в том, что один психопат может легко угробить весь мир.
ОтветитьУдалить