пятница, 12 октября 2018 г.

"Исчезновение Сидни Холла" (2017)

Кинопоиск


На дороге

Есть медитативные фильмы, фильмы-воспоминания, фильмы-мечты, а есть роуд-муви. Может быть, Путь Сидни Холла — это и есть такое путешествие? Оу, звучит как вступление к какому-нибудь сказочному или таинственному американскому фильму, к «Мрачным теням» Тима Бёртона, например. Хотя можно ли назвать «Исчезновение Сидни Холла» Шона Кристенсена роуд-муви? Мы были бы правы ровно настолько, как если бы назвали так жизнь каждого из нас.

Появление в 2017 году первого, на мой взгляд, долгожданного и законченного, не побоюсь этого определения, художественного произведения битников, впервые осознанного, пережитого и продуманного взгляда на мир со стороны писателя, который не импульсивно, как его предтечи из 1950-х и 1960-х, а рационально отвергает мир, полный насилия и неправды, — представляется мне достойным, чтобы поломать над этим голову.

И особенность месседжа художественного произведения «Исчезновение Сидни Холла» в том, что несмотря на возраст героя мы имеем дело не с «юношеским становлением», — в его 25 он поступает как зрелый герой Диккенса, проживая жизнь, как взрослый человек, он не бунтует, он проходит путь естественно, — так, чтобы и другие его смогли обрести и пройти. Я называю это стим-панком, или второй викторианской эпохой 21 столетия.


Сидни не юродствует на битниковских пати в знак протеста против государства и старших, не пьет и не танцует на столе, — ведь это ничем не лучше, чем тоталитаризм «старшего поколения» Америки или России, которое похоже у них и у нас так страшно и нелепо, — он не расширяет своё сознание наркотиками, он всего лишь становится вдохновением для целого поколения Новых Взрослых, — естественных людей, которые больше не хотят терять свое человеческое достоинство, ведь они не борются с системой как герои Керуака, — и он делает поразительное открытие: нужно жить естественно и потому не надо ни с чем бороться, как не нужно быть молодым или быть старым, нужно просто принять свою жизнь и жить её, и как Нео в «Матрице» испугал Агента Смита, одной левой справившись с ним, после того, как понял его иллюзорность, а значит, неопасность, — так и Сидни пугает и свою мать, которая хотя и пробила ему голову, но не смогла уничтожить в нём личность, и отца друга, заставившего этого друга застрелиться, и многих-многих состарившихся инфантилов «телевизионного поколения», старых юношей и старых девушек, оставляя их бессмысленный мир позади себя на своей , и они больше не опасны ни ему, ни нам.

И мы видим рождение нового героя, которому все его дедушки и бабушки, отцы и матери будут годиться во внуки!


Сегодня мы будто бы очнулись и поняли, что Керуак в своём романе «На Дороге» создал образцовый черновик-пролог для будущего. Ведь даже в описаниях Второй мировой войны, если она не выходила из-под пера Ремарка, было много неубедительного, много незрелого, а серьёзных мастеров во второй половине 20 века почти и не существовало. Не потому ли даже Стивен Кинг еще не мог изменять своего читателя так, как делает это сейчас, а его роман «Сердца в Атлантиде» о 1960-х и университетских волнениях, цеплял только откровением о «низких людях в жёлтых плащах», звучащем сегодня особенно своевременно, но не вдохновил бы на революцию, если бы был написан во времена юности писателя? И не потому ли только сегодня мы пришли к серьёзным взглядам на идею внутреннего освобождения, и только сейчас, уже в постхипстерские времена, это снова закрутилось, будучи почти утрачено во взрыве борьбы за наживу, потребление и разрушение планеты в «бандитские 90-е», как в жутком карнавале Брэдбери из «Что-то страшное грядёт»?

Именно сейчас стали возникать такие пророческие вещи, как «Матрица», «Донни Дарко», «8 Чувство», «Смелость быть диким», «13 причин почему», «Нулевая Точка»; не так давно мы встретились и с великолепным героем нулевых «В диких условиях», где явно показан контраст юной зрелости Александра Супербродяги с детской незрелостью хиппи, которые годились ему в родители, и… вот, мы начинаем подозревать, что и Дин Мориарти у Керуака, и все эти «кукушкины гнезда», — пожалуй, шли не совсем верным путём. Но неужели в послевоенные годы ничего, кроме The Beatles, Хэйт Эшбери, поэзии битников и love-ins, которые появились для расширения сознания и духовного роста, но не осуществили свою миссию, и ничего, кроме иносказательного, и потому безжизненного фэнтези, создано так и не было? Да, это была эпоха Пролога.

Жёсткость начала 21 века заставляет нас искать и находить опору не на мечту, а на «ресурсные состояния», и мы постепенно подходим к Правде, к нашему Дину Мориарти, и мы уже готовы его принять, ведь он — один из первых героев нового времени, которые интуитивно искались и не находились несколько десятилетий. И зовут его Сидни Холл.

Сидни опровергает своим роуд-муви зависимость, душевную лень, инфантилизм, и у его ног мы видим совсем другую Дорогу, напрочь отвергающую всё ложное и лживое.

Сидни Холл борется не «против родителей или против системы», — он выступает против всего старого эона, против всех рассыпавшихся в пыль систем ценностей, которые привели человеческий вид к вымиранию на грани экологической катастрофы, которую пока ещё очень трудно преодолеть, потому что эта катастрофа — внутри души каждого.

И Сидни Холл как опередивший своё время лет на 200 Артюр Рембо бросает писать и сжигает свои книги, чтобы, как сказал Рембо в дневнике: «Стать мужиком». Он берет свою собаку и уходит, как чуть раньше ушли Роланд Дискейн и Джейк Чемберс у Кинга, чтобы спасти этот мир.

Книга, написанная Синди — это книга Поколения, это тот Путь, что со скрежетом сдвигает с мертвой точки наш мир, и она ворвётся в души простых людей во всех городах Америки, и заставит их встать с колен и взглянуть на обратную сторону неправды. Лауреат Букерской премии Фрэнсис Бишоп (Искатель) отнюдь не случайно даёт Сидни слово в своей книге и, может быть, это Слово будет дано и новым героям нового времени? И кто же они? И когда придут?

Но теперь, после появления Сидни, мы точно знаем, что они уже существуют, стоит только внимательнее всматриваться в книги, фильмы и лица людей вокруг нас и не терять надежды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.