четверг, 18 октября 2018 г.

"История одного назначения" (2017)

Оригинал взят у isaak_rozovsky в Так погибают замыслы с размахом (О фильме "История одного назначения")

Кинопоиск

Эти слова Гамлета как нельзя лучше подходят к описанию нового фильма Авдотьи Смирновой. Можно воспользоваться и другим крылатым выражением: «Гора родила мышь». Да, продюсерская гора в лице Чубайса, Сельянова, Барковской, еще кого-то и Смирновой, но Натальи (то ли родственницы, то ли однофамилицы – чтобы больше к этому не возвращаться, замечу лишь, что титры фильма чуть ли не наполовину состоят из носителей этой популярной фамилии) родила мышь или, вернее, анемичного мышонка.

Бегло просмотрев имеющиеся рецензии маститых киноведов и знатоков, я заметил, что все они – исключительно положительные: от сдержанно-благожелательных, в которых авторам все равно не удается скрыть слез умиления, до восторженных и, я бы сказал, дифирамбических. Фильм знаковый, важный, важнейший, «веха», «беспощадный анализ», лучший в этом году, десятилетии, веке, фильм-метафора … – единодушны маститые, среди которых и Гусев, и Долин, и… Да что там – сам Дмитрий Львович Быков восторгнулся и умилился! Среди потока славословий я нашел лишь один критический отзыв некоего Дмитрия Иванова. Да и то он опубликован в мало читаемом издании для высоколобых.

Странно, подумал я. Почему мои впечатления совпадают только с Дмитрием Ивановым и идут в разрез с остальными? Видимо, из духа противоречия? Или просто я ничегошеньки не понимаю.

Фильм мне не понравился. Ни фильм, ни замысел (насколько я смог его понять), ни игра актеров. Авдотья Смирнова лепила его из того, что было. А чего только не было в богатом на события 19 веке русской истории? Например, столкновение юного идеалиста и романтика с суровой и мертвящей реальностью режима. Если бы не эполеты, главный герой очень похож на одного из соколят того современного политика, имя которого велено не упоминать (ну, и я не буду). «Перемен, мы ждем перемен!» – словно вопиет с экрана прекраснодушный поручик. Но куда там! Что может сделать этот пылкий юноша даже вкупе с самим графом Толстым (его линия – главная находка и изюминка всей истории) противу сурового, но несправедливого Закона (а на самом деле, понятно, что Произвола), могильной плитой лежащего на всем – от армии до простого народа. И чем кончится это столкновение? Понятно – чем. Чистый телом, душой и помыслами поручик будет раздавлен и станет винтиком все той же бездушной машины. Да и сам граф Толстой отползет в свое имение, чтобы дописывать «Войну и мир».

Да если бы только они? Вот и отец поручика – бравый и заслуженный генерал претерпел в свое время ту же печальную метаморфозу. Ведь фильм прозрачно намекает, пока самого тупоумный из зрителей не догадается: "Ба! Да он же из поколения декабристов!!!" И что? А ничего. Да, по-прежнему умен генерал, все понимает, но давно забыл о души прекрасных порывах и верно служит кровавому режиму.

«Боже, как грустна наша Россия!» – словно восклицает вслед за Пушкиным Авдотья Смирнова. И я бы с ней согласился. Но, увы, фильм получился с одной стороны ходульным, почти пародийным, а с другой – откровенно скучным и, как я уже писал выше, на диво анемичным. И не спасают ни граф Толстой, одновременно похожий и на себя самого, и на атлетичного хиппи, и на Маркса (молодые годы), ни генерал в исполнении самого Андрея Смирнова, чью эпизодическую роль Быков назвал «грандиозной», ни страдалец писарь, в котором мы легко опознаем Акакия Акакиевича. Но проглядывают в нем и другие черты. Уж не в Платона Каратаева мог бы вырасти наш писарь, если бы не был казнен?

Вот с таким вопросом и чувствами взирал я на опустевший экран компьютера после просмотра очередного несостоявшегося шедевра. «Но как же можно-с?! Это искусство, а его надо видеть исключительно на большом экране. А так, с компьютера-то, понятно, что хулитель не понял и не оценил» – резонно возразят мне многочисленные поклонники. Что ж, согласен – видимо, недопонял и недооценил. Иначе откуда бы такое единодушие экспертов? Так пусть же меня поправят, а то и дадут гневную отповедь моим инсинуациям.
 

6 комментариев:

  1. Вот что говорил о надежде Вацлав Гавел:

    "Надежда, в ее глубинном и сильнейшем смысле, - это не просто радость от того, что дела идут хорошо; это способность трудиться ради какой-то цели лишь потому, что эта цель добра и прекрасна, а не потому, что она дает шансы на успех.

    Судя по описанию сюжета фильма, его авторы придерживаются другой точки зрения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "лучше смертию живота купити, чем в поганой воли быти" - это князь из "Повести о разорении Рязани Батыем"

      Удалить
  2. по состоянию здоровья фильм не посмотрел (хотя пошел бы) Дуня мне нравится. Особенно как сценарист фильмов Учителя.
    Рецензии кинотусовки положительные правда. Сергей Минаев тоже хвалил фильм. А он фанат Путина и Куба времен Батисты ему нравится :)
    Была в каком-то издании статья что "все вранье" и процесс был не о том и персонажи не соответствуют историческим.
    В общем как это часто бывает без знания материалов дела разобраться невозможно.
    А тема что Дуня сняла такой фильм о современной России изоповым языком и это хорошо - мне не близка

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже фильм не видел, но, если исходить из того, что здесь написано, то он напоминает попытку оправдать своего мужа. Мол, вся эта блажь о борьбе с режимом - от незрелости и с возрастом проходит. Обух плетью все равно не перешибешь.

      Удалить
    2. был такой французский фильм "Продажные против продажных" :)
      Борьба с режимом за деньги полученные (так или иначе) от режима. Графомания

      Удалить
    3. критики у нас часто как мне кажется перед написанием рецензии фильм вообще не смотрят

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.