вторник, 9 октября 2018 г.

"Серп и молот" (1994)

Оригинал взят у adzhaya в "Серп и молот" Сергея Ливнева, 1994

Кинопоиск

Фильмы Сергея Ливнева полезно смотреть просто для того, чтобы помнить, что такое кино тоже существует. На другой планете, вне телевизоров и кинотеатров, в вакууме молчания, под чужие фанфары.

1936 год. Первый советский транссексуал Евдоким Кузнецов (бывшая колхозница Евдокия Кузнецова, 25 лет) из похожей на ракету медицинской капсулы выходит на орбиту большой советской мечты. Сперва он томен, робок, сутул, над губой пикантная мушка. Постепенно приходит осознание "я мужик, я писаю стоя". В Москве повеселевший Евдоким получает возможность учиться, работать по-стахановски, стремительно продвигаться по карьерной профсоюзной лестнице. Но мужик в СССР не человек, а его должность...

Сейчас часто роюсь в журналах как раз этого времени - 1930-х. Феерическое чтение, нереальное. Страна антиподов.


Оригинал взят у adzhaya в Серп и молот (Россия, 1994, реж. и соавтор сценария Сергей Ливнев)

Неисповедимы пути транссексуала в довоенном сталинском СССР, застывшем в 1936 году, сколько бы времени ни длились человеческие жизни. Была молодуха Евдокия, стал стахановец-метростроевец Евдоким. Сделал наш Евдоким карьеру семимильными шагами аж до Кремля по профсоюзной линии. Получился из нового человека фасад, вывеска и знаменосец тоталитарной утопии, а что из этого вышло - нипочём не угадать, даже если знать все спойлеры.

Вот так "Серп и молот" и смотрела в первый раз - как кино про транссексуала. Поддельная мужественность, попранная женственность, эвона чего проклятые коммуняки с колхозными людями сотворяли (бы), благо наука на месте не стоит.
На этом мемуарную часть можно закончить, потому что она такая же ни о чём, как и мой тогдашний лепет по итогам увиденного.

Что-то цепляло, тянуло вернуться. Но уж точно не пикантные аспекты фабулы. Если настраивать себя на историю, может ли женщина так вжиться в мужское тело, что никто вокруг не углядит ничего "бабьего", то фильм смотреть незачем. Вот вам, добрые люди, сразу СПОЙЛЕР: Евдоким оказался парень хоть куда, мужчинское в нём бурлило, никаких подделок.

Малонаселённая, совсем не масштабная псевдоисторическая драма о советских карьеристах выстроена как зеркальная комната мифов советского официоза, которые отражаются один в другом и перетекают друг в друга так, чтобы сперва являться в сиянии величия, а потом оборачиваться тёмной стороной. Ах, какая там скульптор Вера Мухина, великая женщина-миф, - пэрсик, а не женщина! вся мудрость тысячелетий в чертах её антично-спокойного лица. Физиогномика кастинга воистину виртуозна.

Хотя нерв фильма не в этом. На одной только критике тоталитарных мифов и хиханьках про смену пола хороший фильм не сделаешь, максимум однодневку. То ли дело перепрошивка мужского самосознания, включение туда женского жизненного опыта. Который, как оказалось, тестостерону не помеха. Как, впрочем, и не помощник.

Самое интересное, конечно, как долго проживут пресловутые мифы. Скажем, тему с Николаем Островским я восприняла слёту и на ура, а вот про Долорес Ибаррури пришлось читать в википедии, но ясности это не прибавило. Видимо, сорокапятилетние, как я сейчас, уже не в теме насчёт пламенной Долорес.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.