среда, 10 октября 2018 г.

"Истина" (1960)

Оригинал взят у pol_ned в LA VERITE / Henri-Georges Clouzot / 1960

Кинопоиск

Она – провинциальная нахалка, приехавшая покорять Париж, раскованная и бесшабашная, лишенная четкой цели в жизни и не стремящаяся ее найти, он – парижский интеллигент, абсолютно твердо знающий чего хочет достичь и прилагающий к тому серьезные усилия. Он видит в ней распутную девку, она в нем – занудного моралиста. Оба не далеки от истины и лучше бы им не встречаться, потому что когда между такой парой вспыхивает страсть, случится может что угодно. И случается.

Юная Доминик (Бриджит Бардо) предстает перед судом за убийство своего любовника Жильбера (Сами Фрей), становясь невольной заложницей тонкой и циничной игры представителей судебной системы, стремящихся поразить публику остротой ума и ловкостью маневра, а не заинтересованностью в торжестве справедливости и установлении подлинной сути произошедшего. Собственно, фильм Клузо построен на флэшбеках, чередующихся с эпизодами в зале суда и это позволяет видеть, как искаженно можно представить в глазах публики нечто, если подобрать этому неверную трактовку, недосказать что-то, или чуть прибавить лишнего.

Мэтр Герин (Шарль Ванель) представляет защиту Доминик, изображая чуткого и в меру циничного поборника справедливости, мэтр Эпэр (Поль Мерисс) в свою очередь источает ядовитую иронию и топит подсудимую всеми допустимыми - и даже не очень - способами. Сама же Доминик в определенный момент становится похожей на героя «Постороннего» Камю, которого, помнится, судили не столько за убийство, сколько за асоциальность и факт прогулки по пляжу после смерти матери в глазах суда играл более весомую роль, чем показания свидетелей. Вот и Доминик обвиняют в распущенности и аморальности, выуживая на свет все самые неприглядные детали ее биографии, вплоть до «убийства куклы» в восьмилетнем возрасте, а она лишь настраивает «господ заседателей» и престарелых матрон в бриллиантах против себя, когда пытаясь объяснить мотивы своих поступков то и дело произносит вслух шокирующие их суждения («Вы расстались с мужчиной, но не прекратили с ним общение – почему?!» «Я общалась с ним до, общалась и после – что тут особенного?»).

Ей не суждено выйти победительницей в этой борьбе без правил, потому что вердикт определен заранее, а судебное разбирательство лишь прикрытый покровом цивилизованности акт заклания, забрасывания камнями грешницы. Ее вина хотя бы в том, что она неприлично молода и красива и она одна такая в этом зале – вокруг сотни морщинистых лиц и обрюзгших тел, которые если и можно обнажить, то лишь на столе паталогоанатома, когда уже все равно…

А истина, как водится, всегда где-то посередине: Доминик ведет себя распущенно, но любовь к Жильберу меняет ее, превращая инфантильную сексапильную дурочку в Женщину, не желающую подстраиваться под стандарты лицемерного общества, но все же создающей собственный свод правил, которым способна следовать хотя бы с переменным успехом, что для человека, привыкшего потакать лишь собственным капризам, почти подвиг и говорит о многом. Белая кость и голубая кровь Жильбер, в отличии от пролетарки Доминик, свершает подвиг лишь тем, что отправляется в недолгий экскурс в мир чуждого для себя общества маргиналов и богемы ради сосуществования в нем вместе с любимой женщиной. Однако если неуклюжие усилия Доминик направлены на то, что бы подняться до уровня Жильбера, то его лишь на то, что бы не на долго опуститься до ее и в этом драма – насытившись экзотикой, реализовав потенциал страстного любовника и предпочитая в дальнейшем направить всю свою энергию на творческую карьеру, от которой Доминик его отвлекала, он вычеркивает ее из своей жизни жестко и безжалостно.

Никогда не был высокого мнения о Бриджит Бардо и, видимо, напрасно – сыграла она блистательно. Вполне возможно утверждения о том, что это одна из немногих ее ролей, где она действительно сумела реализовать себя как актриса, а не просто как секс-бомба, правдивы, но даже если бы играть она не умела, ничего это не меняло бы – с ее мощной энергетикой и какой-то животной органичностью в кадре простительно все. Последний раз такие эмоции испытывал, когда впервые увидел Риту Хейворт в «Гилде» - восторг, обожание.

В 1960 году «Истина» номинирована на «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм».

Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за третье место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало октября.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.