воскресенье, 14 октября 2018 г.

"Фокстрот" (2017)



На закрытии Московского еврейского фестиваля посмотрел, пожалуй, самый титулованный и скандальный израильский фильм «Фокстрот». Этот фильм получил «Серебряного льва» в Венеции. А еще в 2008 году Шмулик Маоз, режиссер и автор сценария, был награжден «Золотым львом» за свою картину «Ливан».

Честно говоря, режиссер повторяется: так как и там, и там он пытается показать ужас и абсурдность войны с точки зрения смысла жизни. Его фильмы крайне личные. Известно, что он сам получил психологическую травму на войне, она все еще не дает ему покоя и подпитывает его творчество. Вот и новый фильм – о невинных жертвах, о страданиях и о неминуемом возмездии. То есть тема одна, но каждый раз режиссер воплощает ее очень талантливо – не отдать должное художественным достоинствам фильма невозможно.


«Фокстрот» очень накрученный (может быть даже чуть излишне) фильм. Он вроде бы совершенно прозрачен, но в нем масса изобретательных находок, целая россыпь вопросов, над которыми стоит подумать. Это тот фильм, когда после просмотра некоторое время хочется просто помолчать.

В общем, хорошее кино, рекомендую посмотреть, поэтому не буду ничего рассказывать о сюжете – даже в виде анонса.

А вот про политический контекст расскажу. Министр культуры Израиля Мири Регев, не посмотрев фильма, заявила, что участие фильма Шмулика Маоза в фестивалях в Венеции и Торонто — «это стыд и позор. Уму непостижимо, что фильм, который позорит нашу замечательную армию, фильм, производство которого спонсировал израильский Фонд кино, то есть он снят за счет государства, станет витриной нашей киноиндустрии за границей». Регев добавила, что решение спонсировать фильм было принято в 2013 году, до того, как она стала министром. «Я бы не позволила финансировать подобную ленту. Со мной такой номер не пройдет», — заверила она.

Режиссер картины Маоз отказался комментировать нападки министра, а лишь посоветовал ей посмотреть фильм. К слову, после премьеры которого на фестивале в Венеции зрители аплодировали более 10 минут, а зарубежная пресса захлебнулась в овациях и хвалебных рецензиях.

А вот Лиор Ашкенази, известный израильский актер и исполнитель главной роли в картине, не сдержался, и заявил в интервью 2-му телеканалу: «Если бы министр читала Чехова, то знала бы, что такое метафора и аллегория». Все в Израиле, кто помнил прежний пассаж Мири Регев – «Я Чехова не читала, и я не хуже вас!», напряглись в ожидании ответа. Министр культуры не заставила себя ждать и в своем выступлении в честь дня Израильского кино обратилась напрямую к актеру: «Не насмехайся надо мной и не бери Чехова в адвокаты. Не надо меня за нос водить, и тебе негоже быть Гарбузом восточных евреев». Яир Гарбуз, в прошлом директор синематеки Тель-Авива, за несколько дней до выборов 2015 года произнес скандальную речь на митинге в поддержку Ицхака Гецога, назвав оппонентов «теми, кто целует мезузы и падает ниц перед могилами, кучкой, которая властвует в Израиле». Видимо, министр культуры Израиля, как и ее собрат в России, уверена, что искусство должно быть пропагандой идеологии правящего большинства, и не отказывается от своей точки зрения даже после того, как фильм взял награду, а молодое жюри признало фильм лучшей картиной Венецианского фестиваля. «Возмутительно, что деятели искусства помогают в подстрекательстве против самой моральной армии на свете. Они распространяют ложь под прикрытием искусства», — утверждает она.


Вот так-то. Похоже?..

Кстати, когда картина получила «Серебряного льва» режиссер «Фокстрота» записал обращение к друзьям прямо из-за кулис праздничной церемонии. «Я получаю большое количество сообщений: «ты победил Мири Регев, мы победили Мири Регев…» Я никого не побеждал, потому что ни с кем не воевал. Для войны нужны две стороны, а я закончил воевать после Ливанской. Победил фильм на празднике культуры, где мечом является творчество, а проигравшие становятся победителями. Я очень горд представлять израильский кинематограф, и очень рад за нашу маленькую страну, которую так люблю».

А закончить этот пост про фильм я хочу подытоживающей фразой из рецензии Антона Долина (с которым отнюдь не всегда совпадаю): ««Фокстрот» остается превосходной трагикомедией о грехопадении и возмездии, прощении и беспощадности, любви и безразличии». Единственно, я все же скорее отнес бы этот фильм к жанру трагедии. Те несколько моментов в фильме, которые заставляют улыбнуться или хихикнуть, только ее оттеняют.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.