понедельник, 3 сентября 2018 г.

"Гараж Олимпо" (1999)

Оригинал взят у pol_ned в Garage Olimpo / Marco Bechis / 1999
Кинопоиск


«Гараж Олимпо» снят словно по заказу тех, кто искренне не выносит «Ночного портье» Кавани, потому что несмотря на сходство одной из центральных сюжетных линий – любовь палача и жертвы в застенках концлагеря - трудно себе представить фильмы более непохожие во всем остальном. Кавани относится к представителям старой европейской киношколы, где витают тени Висконти и Бертолуччи , ну а чилиец Марко Бечис снимает свой фильм так, словно это что-то среднее между телерепортажем и документальным кино и даже любимица европейских эстетов Доминик Санда, занятая в одной из второстепенных ролей, выглядит в его фильме как самая обычная немолодая женщина, а вовсе не кинодива.

Возможно, для многих совсем не новость, но для меня все же стало открытием, что во времена военной хунты в Аргентине существовали концентрационные лагеря не где-то там вдали от глаз людских, а прямо под носом у самых обычных граждан, которые знать не знали куда исчезают их друзья и родственники, а они могли находится где-нибудь всего в паре километров от собственного дома, вот только вернуться назад у них не было уже никакой возможности. Собственно, история вот такого «рядового исчезновения» и положена в основу фильма, который избегает смакования сцен насилия, да и вообще предельно лаконичен в выразительных средствах, но послевкусие оставляет очень сильное.

Общеизвестный факт, что во время правления военной диктатуры в Аргентине погибли и просто исчезли десятки тысяч людей и если задуматься, ведь это было совсем недавно, меньше 40 лет назад, что по меркам истории совсем крохотный отрезок времени и как-то странно попытаться поставить в один ассоциативный ряд при слове «Аргентина» массовый террор, сбрасывание живых людей с самолетов в море (собственно, о «полетах смерти» узнал именно из этого фильма и даже не сразу понял о чем речь, потому что летящий над морем самолет мне ровным счетом ничего не говорил, но контекст навел на подозрения и уже после просмотра прочитал и ужаснулся) и аргентинское танго, или, прости господи, Наталью Орейро с «Cambio dolor», а Аргентина не смотря на «как бы знание» о хунте все же ассоциировалась у меня с нелепым, но жизнерадостным сериалом «Дикий ангел», который шел фоном где-то там в пору моего студенчества и «Cambio dolor» доносилось из каждого утюга.

Своим названием фильм обязан наименованию одного из таких «незаметных» концентрационных лагерей, расположенных в центре Буэнос-Айреса. С виду – закрытое здание большого гаража, складские помещения, на самом деле – камеры пыток. Вообще, есть в этом что-то по-настоящему кафкианское: ничем не примечательные стены скрывают конторы с судьями и палачами. Впрочем, не менее сильны ассоциации и с Оруэллом: время от времени в фильме возникает панорама ночного города, над которым кружится вертолет, выхватывающий мощным лучом света даже самые темные закоулки – Большой Брат следит за тобой. И все это так уныло и буднично – непрерывный нудный кошмар…

Главную героиню фильма, молодую учительницу Марию, средь белого дня хватают и увозят из дома. Суда не будет, следствие заменит многочасовая пытка, а затем – долгое заключение и использование в качестве бесплатной рабочей силы. Во внешнем мире ее мать (Доминик Санда) будет метаться и искать правду вместе с такими же сбитыми с толку родственниками других исчезнувших людей, а для Марии дни сольются в бесконечное муторное безвременье.


Как понять тех, кто был на стороне режима? Фильм дает обескураживающе простой ответ: для кого-то это была «всего лишь работа», которую они прилежно выполняли (как не вспомнить Ханну из «Чтеца»), для кого-то – прыжок по социальной лестнице и возможность легко заполучить чужую собственность. Ну а наиболее вышестоящие из них с усталой брезгливостью взирают на узников и придя домой трогательно сюсюкаются с великовозрастными детками, ровесники которых в то же самое время томятся в камерах пыток. В «Гараже Олимпо» отсутствуют рефлексирующие злодеи, они все буднично-скучные и ни в ком из них не живет дьявол.

Самое страшное в фильме то, на сколько просто дается деление живых людей на свободных и узников и в миг перейдя из одного статуса в другой, они просто перестают считаться людьми. Это не ново, но это страшно.


Любовная история подана без малейшего намека на мелодраматизм: когда-то там, в свободной жизни, Мария была учительницей и в нее был влюблен постоялец их дома - скромный парень по имени Феликс. Никто не догадывался о том, что у Феликса есть «должность» - он один из лучших в своем деле, у него есть красный чемоданчик с приборами и закрепленный навыками талант выуживать из людей правду пытками. Увидев Марию распятой на металлическом столе, Феликс не долго пребывает в замешательстве и строго поговорив, дает понять, что чувства чувствами, но и работа есть работа, поэтому не проще ли рассказать что знаешь, а уж он постарается по максимуму облегчить жизнь Марии в этом аду.

В чувства Марии к Феликсу поверить достаточно просто: он единственный кто сравнительно добор к ней, подкармливает и напоминает о той жизни, что была до заключения . Иными словами, нет и намека на садомазохистские комплексы, которыми столь богат «Ночной портье». С самого начала понятно, что ничего хорошего ждать не приходится, но если в том же «Ночном портье» трагический финал возносил героев на пьедестал прекрасного безумия и дарил мощный катарсис, то в «Гараже Олимпо» все иначе: с затаенным ужасом ждешь чем это все может закончится и заканчивается именно так, как это и могло в реальной жизни – без театральных жестов и красивых падений в бездну, но тем страшнее.


Удивительно, но достаточно быстро перестаешь реагировать на сцены арестов и пыток, да режиссер и не пытается как-то особенно оглушить всем этим. Самое-то сильное впечатление производят как раз тихие мирные сцены, разительный контраст которых с глухим кошмаром заточения и позволяет в полной мере прочувствовать разницу. Феликсу удастся подарить Марии один день свободы, но каждая минута этого дня будет наполнена молчаливым знанием, что придется возвращаться назад. Поэтому катание на качелях или ужин в забегаловке производят впечатление чего-то потустороннего, ведь Мария стала кем-то вроде призрака, которому дозволено в последний раз увидеть солнце.

Этот фильм никогда не войдет в историю кино, но он сам дает почувствовать вкус истории и тем ценен.

5 комментариев:

  1. Мне подумалось, что все эти ужасы, творившиеся во времена хунты, являются результатом влияния немецких нацистов, сбежавших в эту страну после войны.

    ОтветитьУдалить
  2. и в этой Аргентине прошел Чемпионат Мира по футболу 1978 года

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уже не раз доказано, что спорт и диктатура неплохо уживаются друг с другом. Часто спорт служит средством пропаганды.

      Удалить
    2. есть такой фильм "Лига мечты" там президент ФИФА бразилец Жоао Авеланж (играет американский актер имен не знаю) прямо говорит, что готовность правительства страны вложить средства в провидение чемпионата это первоочередное. А про политзаключенных все забудут

      Удалить
  3. сейчас я зайду к автору поста. Он там вспоминает "Дикий ангел" с Натальей Орейро, но первый ее сериал у нас показанный был до этого "Богатые и Знаменитые"
    И там вот был злодей-миллионер у которого работал личный водитель-убийца. И оба очевидно плоть от плоти того времени про которое пост

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.