понедельник, 5 июня 2017 г.

"Господин оформитель" (1988)

Оригинал взят у isstari_32 в Господин оформитель

Кинопоиск

Пересмотрел спустя много лет фильм «Господин оформитель». Как и предполагал - показательный материал для разного рода обобщений. Я не хочу говорить о сюжете фильма, о славе его авторов, своевременнее говорить о глубине и актуальности его атмосферы.

В ряду позднесоветских фильмов, напичканных гулом разложения, счастьем заката, именно «Господину оформителю» суждено было стать гимном угасания, эстетской демонстрацией гибельной потребности.

Это случилось за счет точно выстроенного, сильно литературного сюжета. Выбор признаков дымящегося модерна для описания разрушающихся стен советской империи удачен. Ведь уходящие советские люди были лишь по форме людьми соцреализма, по духу они были людьми, отравленными ядом модерна.

Произвольная, хаотичная проектность коллективных усилий раскручивалась во всю, грозя разбиться об бешенную ограниченную частных возможностей. Но никто не хотел замечать смертельности этой ситуации. Авторы фильма «Господин оформитель» заметили. Витрину очень трудно оживить.

Может быть то количество целенаправленных, вольных и невольных смертей, вложенных в здание советской государственности, на излете эпохи сложилось в хор самоубийц, в бешенный вой требующих себе отравы людей, в пляску их праха. Слишком много было органического, илового в русле советской истории, время не могло уже в нем течь, не могло освежать.

Сейчас уже мало кто может представить актуальность выживания, согласующегося с максимальностью индивидуального проявления.

«Господин оформитель» - портрет массовой обреченности, устремленной дальше своих приближающихся пределов, пытающейся настойчивостью умирания обрести вновьподвижность.

Лицо Авилова(главная роль) – ободранное белое пятно, сквозь которое свисают лохмотья коллективной изнуренности.

«Господин оформитель» тщательно выводит технологию черного воскресения, ожидающего каждого выживающего в условиях суицидальной социальности.
Это фильм – предсказание для всех нас, живущих уже 20 лет после страны, после распада взаимосвязной жизни.

В «Господине оформителе» видно, как люди будут до сдирания ногтей цепляться за ускользающий материал привычной жизни, за ее условности, детали, как за последнюю землю. В фильме видно, как люди будут настроены, умирая, оставить предельно вычурный след. И это будет их единственным залогом индивидуальности.

Люди не будут искать спасения, они будут искать продолжения, и это эмоциональный итог фильма «Господин оформитель», и мы - уже в этом итоге.

Они буду хвататься за прошлое вопреки логике выживания, желая дорешить неверную задачу, продолжая бедственные условия, проваливаясь все глубже в топь ошибочно обустроенной жизни. Они будут жить дальше, даже когда жить некуда, чтобы не искать другого входа в жизнь. И это будут лучшие из них, худшие начнут работать лукавыми могильщиками.

Фильм ценен своей исторической точностью, правильно прочувственной атмосферой упадка и степенью предвиденья. Время изящно собралось в «Господине оформителе», чтобы потом уродливо рассыпаться по календарям, пугая обывателей зверским, необратимым ликом.
 

2 комментария:

  1. Юрий Арабов был также автором сценария "Фауста" Сакурова. У меня никогда не лежала душа к этой питерско-декадентской стилистике. И фильмы Муратовой, снятые в этом стиле, мне тоже не нравятся. Декаданс Серебрянного века мне напоминает тяжелую болезнь русской интеллигенции, не вынесшей бремя культуры западной цивилизации. Недавно мы обсуждали Обломова. Участник noname_rambler утверждал, что из Обломова мог получиться толк, если бы с ним хорошенько позанимались. Но, похоже, поднявшийся с печи Обломов-Муромец все время норовит то повесится, то утопиться.

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья Демиденко Притянутая за уши связь, мне кажется 😒

    Сам я не смог досмотреть до конца ни "Господина оформителя", ни "Фауста". Сценарии обоих фильмов писал Юрий Арабов. Но, исходя из увиденного, мне кажется, что оба фильма отражают признаки разложения общества. Лично мне не доставляет удовольствия наблюдать этот процесс. А главное - я думаю, что оба сценария далеки от замысла первоисточников.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.