Оригинал взят у a_fixx в О сериале "Анна Каренина" К. Шахназарова
Кинопоиск
Что касается замысла фильма, Карен Шахназаров не скрывает, что его интересовала главным образом тема взаимоотношений мужчины и женщины (об этом он говорит и в "Белой студии", и говорит, надо заметить, скучновато). Из многогранного романа, таким образом, извлекается одна грань - история любви и непонимания в этой любви. Часто приводят слова самого Толстого о своём романе: "Я горжусь... архитектурой - своды сведены так, что нельзя и заметить, где замок". Благодаря фильму Шахназарова становится понятно, что без второй половины "свода", без линии Левина и Китти, постройка не удерживается, одинокая история Анны становится плоской и приземлённой.
Дело оказывается не в том, что Левин автобиографичен и выражает терзания самого Толстого, а в том, что только опираясь друг на друга, эти две истории возвышаются, выходят из того "отношенческого", любовно-семейного плана, и тогда адюльтер с Вронским становится почти богоборческим и трагическим актом человека, настаивающего на своём праве на счастье, на устроение собственного бытия. У Шахназарова получается, скорее, затянутый очерк на тему семейной психологии. Кстати, именно семейной, потому что, скажем, тема страсти, безумной, необъяснимой и губительной, не в фокусе фильма, картина зарождения этой страсти размыта. Зато мы в подробностях можем увидеть, почему не получается семейное счастье у Анны с Вронским: ей нужно, чтобы он был всё время с ней, а у него есть ещё другие интересы в жизни, общественная деятельность, друзья. Это всё может быть интересно и глубоко, конечно, дело не в "мелкотемье", а в том, что не видно средств, за счёт которых эта глубина могла быть обретена.
По-видимому, таким средством должна была стать "военная" часть фильма с состаренным (но не состарившимся) Вронским. Казалось бы, вполне по-толстовски - сцены мирной жизни перемежаются военными действиями, к тому же, вот вам вторая половина свода взамен Левина. Кинокритик Ю. Гладильщиков высказывает предположение, что "Шахназаров хотел показать прозрение Вронского по отношению к русскому высшему обществу, которое инфантильно, эгоистично, губит страну, а потому и японская война не может быть выиграна", с которым трудно согласиться. Для искусства сомнителен уже сам поиск виновных в гибели страны, это больше по ведомству идеологии. Да и высшее общество во всей этой истории демонстрирует, скорее, не инфантильность и эгоистичность (тогда уж и Каренина не менее эгоистична), а ханжество. И в сериале тема лицемерия высшего света, травли Анны тоже не заостряется (можно сравнить с фильмом Райта). К тому же, если даже допустить, что Вронский ничего не понимал про свет, а после романа с Анной "прозрел", то это "прозрение" должно было наступить, вероятно, много раньше русско-японской войны. Предположу со своей стороны, что "военная" часть фильма оправдывалась замыслом показать всю историю глазами Вронского и, кроме того, как уже говорилось, была призвана "подпереть" оставшуюся в одиночестве линию Анны. На мой взгляд, "подпереть" не получилось, потому что эта вторая часть не выросла в самостоятельную историю - для сюжета, соизмеримого с основным рассказом, спасения девочки-китаянки, напоминающей Вронскому о погибшей дочери, оказалось недостаточно. Как результат, с точки зрения архитектуры сериал вышел сильно перекошенным; возможно, даже есть угроза обрушения от топота чёрных коней с кучером из преисподней, уносящих Анну то ли на последний вокзал, то ли за грань безвкусицы.
Кинопоиск
Что касается замысла фильма, Карен Шахназаров не скрывает, что его интересовала главным образом тема взаимоотношений мужчины и женщины (об этом он говорит и в "Белой студии", и говорит, надо заметить, скучновато). Из многогранного романа, таким образом, извлекается одна грань - история любви и непонимания в этой любви. Часто приводят слова самого Толстого о своём романе: "Я горжусь... архитектурой - своды сведены так, что нельзя и заметить, где замок". Благодаря фильму Шахназарова становится понятно, что без второй половины "свода", без линии Левина и Китти, постройка не удерживается, одинокая история Анны становится плоской и приземлённой.
Дело оказывается не в том, что Левин автобиографичен и выражает терзания самого Толстого, а в том, что только опираясь друг на друга, эти две истории возвышаются, выходят из того "отношенческого", любовно-семейного плана, и тогда адюльтер с Вронским становится почти богоборческим и трагическим актом человека, настаивающего на своём праве на счастье, на устроение собственного бытия. У Шахназарова получается, скорее, затянутый очерк на тему семейной психологии. Кстати, именно семейной, потому что, скажем, тема страсти, безумной, необъяснимой и губительной, не в фокусе фильма, картина зарождения этой страсти размыта. Зато мы в подробностях можем увидеть, почему не получается семейное счастье у Анны с Вронским: ей нужно, чтобы он был всё время с ней, а у него есть ещё другие интересы в жизни, общественная деятельность, друзья. Это всё может быть интересно и глубоко, конечно, дело не в "мелкотемье", а в том, что не видно средств, за счёт которых эта глубина могла быть обретена.
По-видимому, таким средством должна была стать "военная" часть фильма с состаренным (но не состарившимся) Вронским. Казалось бы, вполне по-толстовски - сцены мирной жизни перемежаются военными действиями, к тому же, вот вам вторая половина свода взамен Левина. Кинокритик Ю. Гладильщиков высказывает предположение, что "Шахназаров хотел показать прозрение Вронского по отношению к русскому высшему обществу, которое инфантильно, эгоистично, губит страну, а потому и японская война не может быть выиграна", с которым трудно согласиться. Для искусства сомнителен уже сам поиск виновных в гибели страны, это больше по ведомству идеологии. Да и высшее общество во всей этой истории демонстрирует, скорее, не инфантильность и эгоистичность (тогда уж и Каренина не менее эгоистична), а ханжество. И в сериале тема лицемерия высшего света, травли Анны тоже не заостряется (можно сравнить с фильмом Райта). К тому же, если даже допустить, что Вронский ничего не понимал про свет, а после романа с Анной "прозрел", то это "прозрение" должно было наступить, вероятно, много раньше русско-японской войны. Предположу со своей стороны, что "военная" часть фильма оправдывалась замыслом показать всю историю глазами Вронского и, кроме того, как уже говорилось, была призвана "подпереть" оставшуюся в одиночестве линию Анны. На мой взгляд, "подпереть" не получилось, потому что эта вторая часть не выросла в самостоятельную историю - для сюжета, соизмеримого с основным рассказом, спасения девочки-китаянки, напоминающей Вронскому о погибшей дочери, оказалось недостаточно. Как результат, с точки зрения архитектуры сериал вышел сильно перекошенным; возможно, даже есть угроза обрушения от топота чёрных коней с кучером из преисподней, уносящих Анну то ли на последний вокзал, то ли за грань безвкусицы.
Интересный отзыв. Сериал не смотрела - видела пару серий, потом не было ни времени, ни желания. Как вам Боярская / Каренина?
ОтветитьУдалитьМы этот сериал с другой сообщницей уже обсудили под первоисточником, но я сюда скопирую свою точку зрения, чтобы было понятно, с какой целью я разместил в сообществе уже вторую рецензию на этот сериал, который почти никто из сообщников не видел и не хочет смотреть. Эти параллельные экранизации русской классики британцами и русскими дают богатую пищу для размышлений.
Удалить====================
Не знаю, специально или просто так получается, но современные российские экранизации классики мне кажутся попыткой ее "адаптировать" к современным российским реалиям. Но та пустота и пошлость, которую я в них ощущаю, только еще сильнее подчеркивает глубину бездны, в которую провалилась Россия в 20-м веке. Каренина в этом отрывке - хабалка, базарная баба. Я бы ее сам под поезд толкнул не задумываясь, если бы она рядом со мной на перроне закатила бы такую сцену. А, ведь, британский сериал "Война и мир" у меня таких блевотных рефлексов не вызывает.
У героинь может быть другой цвет волос или фигура, но не уровень воспитания. Такое чувство, словно роль Преображенского поручили Шарикову. Я постоянно вспоминаю, как в 90-е годы слушал в Минске выступление атташе Франции по культуре графа Толстого. Это был единственный раз, когда мне удалось послушать "старорежимного" русского. И тогда я понял, что эта манера говорить в старых фильмах про аристократию - не выдумка, не кривляние. Они на самом деле были насквозь рафинированными, утонченными. Сегодня за такое поведение быстро схлопочешь кликуху "голубой".
В СИНЕМАТЕКЕ был интересные материал на эту тему "Фенстори" участника floe. Таким образом переформатируется сама история и ее восприятие, а также современники, воспринимающие данную версию истории за чистую монету. В данном контексте писали и о последних фильмах про "оттепель". То есть это не "косяки" авторов, а сознательная политика. Любопытно еще то, что эта технология переписывания истории была показана в одной из последних серий "Доктора Кто", только там этим занимались инопланетные пришельцы. Землянам внушалось, что пришельцы всегда жили среди людей и всем своим развитием они обязаны пришельцам. То есть, экстраполируя на российскую действительность, людям внушают, что гопники и хабалки всегда были российской элитой.
Вот ссылка на "Фенстори".
УдалитьХотел спросить: Вы ведь являетесь одним из авторов, чьи рецензии уже были опубликованы в сообществе. Вы не используете ЖЖшный эккаунт потому, что не можете или по другой причине. Извините за беспокойство. При освоении новой площадки возникает масса технических вопросов.
УдалитьБольшинство её ругает за несоответствие образу Карениной (интересно, какой образ тут берётся за образец; вероятно, созданный Самойловой?) На мой взгляд, в смысле трактовки образа Боярская не самостоятельна, а следует указаниям режиссёра. Он уже говорил в интервью, что доволен, как она реализовала его замысел. Тогда уж нужно упрёки по части образа адресовать ему.
УдалитьА что касается собственно актёрской игры Боярской, она не впечатляет, но бросаться фразами вроде "не умеет играть" я бы не стал. Здесь может быть интересно присмотреться к тому, что именно наш широкий зритель считает показателем актёрского мастерства и что его не устраивает в работе Боярской в конкретных эпизодах.
a-fixx 13 июня 2017 г., 10:37
Удалить"Широкий зритель" слишком не искушён, чтобы от не него требовать оценку актерского мастерства, тем более в экранизации классики. Но "широкому зрителю" льстит, когда дама из высшего общества ведет себя как базарная баба. Это дает ему возможность ассоциировать себя с представителями высшего света в России 19-го века. И вот отсюда уже можно повторить все то, что я уже писал выше, а также статью сообщника по ссылке.
Еще хотел добавить, что еще задолго до Шахназарова такой же рвотный рефлекс у меня вызвала экранизация Соловьева. Никак не ожидал от этого режиссера такого жлобства на экране. Не досмотрел даже первую серию, бросил после сцены на катке.
УдалитьПро переформатирование пришельцами - это классно )))
УдалитьЕсли честно, Самойлова мне не нравится в роли Карениной, больше - Кира Найтли. А Боярская... Конечно, у большинства наших отечественных актрис полная пустота на лице и в глазах, и на их фоне у Боярской есть хоть какие-то следы одухотворенности, но какая она актриса - не знаю.
По-моему, это традиция американского кино - показать, как дамы из "высшего" общества ругаются и, как кульминация сцены, дерутся и таскают друг друга за волосы. Видимо, наши перенимают.
Гугловский аккаунт легче подключился (видимо, через телефон заходила, а для авторизации через ЖЖ требовались, как всегда, пароли, явки, адреса. Пишет: "не удалось проверить учетные данные OpenID."
Я, честно говоря, не могу вспомнить американского фильма, где дамы из высшего общества ведут себя как хабалки. Про британский кинематограф об этом вообще не может быть и речи.
УдалитьЧто касается удобного способа оставлять комментарии, то лучшим мне кажется регистрация в Блоггере под своим ЖЖшным ником. Я использовал не свой ЖЖшный ник, а название своего блога, но это только потому, что в ЖЖ я не мог создать ник с латышской буквой š.
Пришла в голову мысль в связи с кончиной Алексея Баталова: а ведь сыгранные им работяги в сто раз интеллигентней современных киношных статских советников.
УдалитьНа вскидку вспоминается сериал "Династия", но еще было в каких-то старых фильмах, сейчас не вспомню, но там были дамы, пытающиеся "выглядеть", и лоск с них быстро слетал.
УдалитьНе только сыгранные Баталовым работяги, но и многие реальные рабочие тех времен, и послереволюционных, и советских, были по настоящему интеллигентны.
Удалитьtatjana chvanova
УдалитьЮрий Михайлович Лотман в своей лекции об интеллигенции как раз говорил о том, что интеллигентность - это не социальный статус, а уровень воспитания.
Только что почитал нашу беседу под Вашей рецензией на сериал "Фарго" и обнаружил, что мы ходим по кругу. Там я тоже упоминаю Лотмана и в том же контексте.
УдалитьЛотмана лишний раз упомянуть - никогда не грех
Удалить"Шахназаров хотел показать прозрение Вронского по отношению к русскому высшему обществу, которое инфантильно, эгоистично, губит страну, а потому и японская война не может быть выиграна"
ОтветитьУдалитьА вот это, знаете, уже просто б***о какое-то (прошу прощения у присутствующих здесь дам).
Ну хочешь "смотреть" (по неискоренимой советской привычке) – "смотри", никто слова не скажет.
Но Толстой то здесь причём? Чем старик провинился, чтобы вот так его опошлять...
Это при том, что мне нравятся (скажем так – нравится смотреть) другие фильмы выходца из высших слоёв советской номенклатуры, такие как Яды, Сны, Город Зеро.
К этому его творению я даже не притронулся – и вовсе не из-за Лизы Боярской, которая по мнению многих испохабила "светлый образ" Анны Аркадьевны, причём здесь Лиза...
Я уже раньше писал, что некоторые режиссеры, пытаясь с помощью экранизации классики придать большей значимости своей работе, выглядят настоящими карликами на фоне этих глыб. Пока они снимают фильмы в своей весовой категории, этого никто не замечает.
УдалитьТехническая просьба. Если Вам не удастся в ближайшее время залогиниться под ЖЖшным ником, указывайте его в начале комментария. Но, думаю, мы в ближайшее время с этой проблемой разберемся.
То есть, ему пришлось дожить до русско-японской войны, а из истории с Анной он выводов не сделал )))
УдалитьCallisto_13: Что вообще можно ждать сейчас от Шахназарова. Тут недавно Соловьев в своей небезызвестной передаче (как ее, "Вечер с Соловьевым" назавал Шахназарова ФИЛОСОФОМ, а тот и бровью не повел.
УдалитьСовременное российское телевидение - это "Общество спектакля" Дебора. Наткнулся вчера на беседу из серии "Открытая библиотека" с Александром Архангельским. Участники открыто, не стесняясь, в лучших традициях постмодернизма конструируют удобную им реальность, в которой они и философы, и ученые мужи, и благородные рыцари. Правда, рыцари из них получаются примерно такие, как секретный агент из главного героя одноименного романа и фильма, рецензия на который была на днях здесь опубликована.
УдалитьВ смысле "показать" он хотел, конечно же...
ОтветитьУдалитьВот в чём недостаток анонимного комментирования – исправить ошибку нельзя:(
Нет, в этом смысле здесь все в равном положении. Единственный выход - скопировать, удалить, оставить новый комментарий с исправлениями. В этом смысле здесь не так удобно, как в ЖЖ.
Удалитьполучилось
ОтветитьУдалитьно удалить всё равно не получается:)
в чём проблема была, так и не понял
В компьютерном деле основной метод - перезагрузить программу. Я регулярно напрягаю своего провайдера из-за отсутствия связи, хотя в 90% все, что нужно сделать - выключить и включить роутер.
Удалить