воскресенье, 4 июня 2017 г.

Мир театра и кино в объективе Старого Голливуда

Оригинал взят у vana_jana в Мир театра и кино в объективе Старого Голливуда

Наверное с момента начала своего существования искусство склонно анализировать само себя. Люди, которые его делают, задумываются, зачем все это. Книги про писателей. Пьесы про театр. Фильмы о кино. #OldHollywood не мог обойтись без этого.

Вот 7 классических фильмом о Театрально-кинематографической Америке. В скобках даны оригинальные названия.
Сколько там уважения к искусству, но и сколько там самоиронии.

"Сансет бульвар" (Sunset blvd) режиссер Билли Уайлдер (1950 год)
Сценарист Джо Гиллис испытывает финансовые проблемы. Денег нет, много долгов, а его новый сценарий студии не интересен.
Когда он проезжает по Сансет бульвару у его машины лопается колесо. Джо заезжает во двор ближайшего дома чтобы обратиться за помощью. Это оказывается дом Нормы Дезмонд, звезды немого кино, списанной с приходом Звука. Норма принимает молодого сценариста за поклонника который жаждал общения с ней. Гиллиса такое положение устраивает. Он остается жить у старушки, это удобное место чтобы прятаться от кредиторов. "Молодой поклонник" как будто возвращает отставной звезде молодость. Он настоящее время киноиндустрии. И это настоящее время само пришло в ее жизнь.
Незадолго до аварии на киностудии он познакомился с молодым редактором Бетти Шефер. Вместе они начинают переделывать его ранее не принятый сценарий как соавторы. Их отношения конечно перестают быть просто деловыми.
Узнав про Джо и Бетти Норма Дезмонд приходит в ярость. Она уже считает молодого знакомого "своим мужчиной".
Узнав о том в каком качестве старушка его видит Джо решает прервать с ней знакомство. Чем вызывает ее гнев. А Норма Дезмонд в гневе смертельно опасна!

"Все о Еве" (All about Eve) режиссер Джозеф Лео Манкевич (1950 год)
Маргарет Чиннинг великая театральная актриса. В один прекрасный день к ней в гримерку приводят девушку Еву. Ева фанатка приехавшая в Нью-Йорк только чтобы увидеть Марго.
Она такая преданная, такая искренняя. У нее такая тяжелая судьба. Она потеряла мужа во Вторую мировую войну. Маргарет растрогалась и оставляет ее пожить у себя. Ева становится ее ученицей и незаменимой помощницей.
Девушка становится своей в театральной тусовке. Ее принимают на работу в труппу театра где играет Марго.
На самом деле Ева расчетливая интриганка. Вся рассказанная ею история выдумка. Она сознательно продвигается за счет звезды-покровителя. И ей мало протекции примы. Всеми правдами и неправдами она пытается стать нужной для других людей способных помочь ей сделать актерскую карьеру.
И как ни странно ее час настанет. Почитав отрицательные публикации о своей игре Маргарет откажется от части ролей. И Ева тут как тут.
И вот уже мы видим как Большая актриса Ева Харрингтон получает театральную премию. И вот мы видим как девушка Фиби приходит к ней в дом и пытается стать ее ученицей и незаменимой помошницей.
Show must go on

"Поющие под дождем" (Singin' in the rain) режиссеры Стенли Донен и Джин Келли (1951 год)
Мюзикл о Звуковой революции. Конец 20-х годов.
Звезда немого кино Дональд Локвуд спасается от толпы безумных фанаток. Убегая от них он прыгает в первую попавшуюся машину.
Это авто ведет девушка Кетти. Она сразу узнала Дона, но совершенно не в восторге от знакомства с ним. Доехав до безопасного места он высаживается.
После актер целыми днями только и думает о своей случайной знакомой. И вдруг он встречает ее на студии в кардебалете!
Дальше он показывает ей мир Голливуда во всей красе. У них все хорош, но Кетти не достаточно быть просто подружкой известного актера. Она мечтает сама играть главные роли.
И тут в кинематограф приходит Звук. Многие метры немого кино оказываются неспособными продолжить карьеру в новых условиях. А вот у поющей статистки появляется шанс!
Мюзикл основан на композициях ранее звучавших в фильмах компании Метро-Голдвин-Майер, в 30-е-40-е годы. Содержит невероятные танцы с долей акробатики. Просто Брюс Ли какой-то.

"Злые и Красивые" (The Bad and The Beautiful) режиссер Винсент Минелли (1952 год)
Герои фильма продюсер Джонатан Шилдс и люди в жизни которых он сыграл роль злого гения.
Режиссер с которым они вместе снимали проекты категории Б, с которым они вместе писали сценарии своего первого "настоящего" фильма, и которого Джонатан кинул без него реализовав эту идею.
Актриса, которую он убедил в своей любви, чтобы она обрела уверенность и смогла играть нужную ему роль, а после премьеры сразу оставил ее.
Сценарист которому по мнению Шилдса мешала работать жена и которого Шилдс пытался с помощью актер-плейбоя с женой поссорит. А в итоге это привело к трагедии.
Трое описанных выше людей в конце фильма получают предложение снова поработать вместе с продюсером Джонатаном Шилдсом. Откажутся они или нет?
Да, все трое ненавидят Шилдса. Но все трое так же знают, что он гений.
Есть мнение что прототипом Шилдса был знаменитый Девид Селзник. Джонатан как и Селзник сын разорившегося и умершего продюсера.

"Деревенская девушка" (The country girl) режиссер Джордж Ситон (1954 год)
Театральный режиссер Берни Додд в своих постановках всегда стремится добиться наивысшего творческого результата.
Ища исполнителя главной роли в новом мюзикле он вспоминает актера Френка Элджина. Френк давно не играет в театре. Многие говорят что он совсем спился. Продюсеру не нравится идея его приглашения. Но Берни настаивает на своем. Элджин тот кто ему нужен.
Начинается работа над спектаклем. В ходе нее оказывается что Френк и правда не очень трудоспособен. Ему трудно собраться для работы. Он всегда не уверен в результате. Полон тревог. И только его жена Джорджи может заставить его работать. Френку нужна постоянная ее опека.
Берни такое положение вещей совсем не нравится. Он начинает думать что именно суровая Джорджи сделала из большого актера неуверенного в себе "подкоблучника". Что Френка надо отдалить от жены и он приободрится.
Вся работы по подготовке спектакля сопровождается ссорами между Берни Доддом и женой актера. Во время одной из них Джорджи рассказывает о трагедии которая случилась в их семье несколько лет назад. Берни теперь понимает что жена не причина страданий Френка, а та кто помог ему не погибнуть от горя. Верная Деревенская девушка. Как такую не любить.
И режиссер сам полюбит ее. И она его тоже. Тем временем Френк после удачной премьеры снова станет уверенным в себе профессионалом. Он уже может жить без Джорджи. Но способна ли она оставить мужа? Верная деревенская девушка...

"Звезда родилась" (A star is born) режиссер Джордж Кьюкор (1954 год)
Звездная болезнь одолела киноактера Нормана Мейна. Пьянство и хулиганство 2 постоянных ее проявления. И когда он хулиганит мало кто решается его остановить. Ведь он звезда, ценный кадр.
На одном из официальных мероприятий пьяный Норман пытается выйти на сцену. Солистка выступающего в этот момент джазового ансамбля без лишних слов выталкивает его оттуда. Протрезвевший Мейн решает найти эту смелую девчонку. А найдя ее и услышав как она поет решает помочь ей сделать кинокарьеру.
Она приходит с ним не киностудию и устраивается статисткой. Через некоторое время ее берут на роль в мюзикл. И вот она уже актриса Вики Лестер. И конечно они с Норманом полюбят друг друга. И поженятся.
Все бы ничего, но у самого Мейна творческая жизнь идет к закату. Он уже не молод, его новые фильмы менее кассовые и режиссеры не хотят с ним работать из-за постоянных запоев. Студия решает расторгнуть с ним контракт. И теперь он не киноактер, а муж актрисы Вики Лестер.
В такой обстановке пристрастие к алкоголю еще более усиливается. Вики мучается с мужем. Он понимает что она никогда его не бросит. Но так же он понимает что мучает ее.
Поразмыслив Мейн решает что актрисе Вики Лестер пора овдоветь, да и самому ему лучше быть трагически погибшей звездой, чем забытой...

"Последний магнат" (Last tycoon) режиссер Элиа Казан (1976 год)
Строго говоря по времени производства этот фильм не относится с "Старому Голливуду", но снимал классик Элиа Казан. А в основе сценарий неоконченный роман Френсиса Скотта Фиджеральда, работая над которым писатель в 1940 году умер.
Монро Стар - суперпродюссер. В свои 35 лет он главный человек на киностудии. Совет директоров безоговорочно доверяет ему. Он ведет самые перспективные проекты.
Монро отдает кинематографу все свое время и все свои силы. Правит сценарии. Разрешает конфликты актеров и режиссеров. Отсматривает готовый материал. У него чутье на кассовый и творческий успех! Если после просмотра Стар говорит что все никуда не годится студия переснимет сцены, Монро не ошибается!
Вне киностудии его жизнью была актриса Мини Девис, которая недавно умерла. Забыться в работе это его спасение от страданий.
Вдруг на съемочной площадке Стар встречает статистку как две капли воды похожую на умершую Мини. Он узнает о ней все. Находит ее. И она соглашается быть с ним.
Но кого он любит? Ее или Мини которую в ней видит?
Но даже не это главное. У этой статистки есть человек с которым она живет и которому многим обязана. И в конечном счете она решает остаться с ним. Долг для нее сильнее чувств к Монро.
Оставшись один гений продюсирования впадает в депрессию и совсем теряет интерес к работе. Руководство студии отправляет его в бессрочный отпуск.
По общему мнению прототипом Монро Стара был голливудский продюсер Ирвинг Тальберг умерший с 1936 году.
 

8 комментариев:

  1. В этом списке хорошо смотрелись бы "Артист" Хазинавичюса и "Да здравствует Цезарь!" братьев Коэн.
    Я не видел ни один из перечисленных здесь фильмов, но, тем не менее, вижу, что они делятся на две группы: голливудские сказки и реальные истории, за которыми стоят биографии конкретных продюсеров и режиссеров, актеров. И вторая группа фильмов хорошо показывает, что наша привычка приписывать актерам качества их героев как правило беспочвенна. Но эта особенность киноиндустрии перекочевала в политику. Главное не обладать определенными качествами, а выглядеть так, как будто ты ими обладаешь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. тут фишка в том что это Старый Голливуд.
      Коэны еще читать не умели :)
      "Пули над Бродвеем" из того что снято позже. И много-много еще. Но это уже совсем другое кино :)

      Удалить
  2. Я видела "Все о Еве" - это отличный фильм, и кино (если я правильно помню, там речь идет о театре?) там не принципиально - я хочу сказать, показанная там коллизия встречается в любой области.

    Заинтересовал меня последний фильм: мне почему-то нравится этот неоконченный роман Фитцджеральда, и я люблю де Ниро, который там в главной роли. Правда, описание содержания как-то мало соответствует тому, что я помню из книжки, но сценарист этого фильма - вроде бы нобелевский лауреат.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здесь недавно была рецензия на фильм "Прощальный квартет". Рецензия была написана поэтическим языком и я настроился увидеть что-то высокохудожественное. Но фильм оказался обыкновенной житейской драмой под музыку Бетховена. Обычно в фильмах о кино герои оказываются даже менее порядочны, чем простые люди. И в этом списке фильмов персонажи не сильно обременены моральными нормами.

      А что касается Фицджеральда и Гарольда Пинтера, то здесь количество знаков в метках ограничено до 200, поэтому они просто не влезли. К Фицджеральду я отношусь спокойно. Мне надоедает читать его описания жизни богатых американцев. В это все надо как в религии сильно верить, чтобы относиться с такой серьезностью.

      Удалить
    2. Еще хочу добавить, что герои, сыгранные Кирком Дугласом и де Ниро, сегодня воспринимаются совсем по-другому. Трамп уже продемонстрировал, что может случиться, когда такой "крепкий хозяйственник" дорывается до рычагов государственной власти.

      Удалить
  3. Да, а на русском языке лучшее, что я видела на эту тему - это "Успех" Константина Худякова и "Сукины дети" Леонида Филатова. Правда, в обоих этих случаях речь тоже идет о театре, а не о кино.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не видел ни тот, ни другой. А я бы порекомендовал "Историю американского кино от Мартина Скорсезе". Этот режиссер умеет рассказывать о кино не хуже Эльдара Рязанова.

      Удалить
    2. "Успех" где ставят "Чайку".
      100%
      Режессер там работает почти как Берни Додд из "Деревенской девушки" :)

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.