Оригинал взят у f_l_o_e в Суперсоциализация.
КинопоискВ кинотеатрах идёт (или шел) фильм Сфера, снятый по одноименному роману Дэйва Эггерса. Фильм я не смотрел,
Эггерс описывает некое совсем близкое будущее, где корпорация "Сфера" (в оригинале "Круг" - "Circle", однако переводчикам было важно сохранить заглавную "С") становится монополистом на рынке информационных технологий. А затем начинает внедрять весьма радикальные идеи сверхоткрытости и суперсоциализации. Множество рецензентов назвали роман антиутопией, однако "Сфера" от антиутопии всё же далековата, хоть Эггерс и писал роман по канонам жанра. Важный элемент антиутопии - тупик в который заходит общество и отсутствие какой-либо возможности для развития. Здесь же Эггерс строит радикальное, очень нестандартное, но отнюдь не тупиковое общество, оно точно будет развиваться дальше, но по своим, странным и местами вызывающим неприязнь канонам. Как мне кажется, антиутопией роман стали называть исключительно в рекламных целях, придавая ему черты страшилки про тоталитарное общество нового образца.
Самое главное - мы сейчас движемся к миру описываемому в этом романе. Разве что без компании монополиста, однако направление очевидно, виртуальный мир не только оформился как отдельное пространство, но начал сливаться с реальным миром, становясь его неотъемлемым продолжением. В каждом компьютере и смартфоне теперь не просто дверца в виртуальность, а полноценный шлюз намертво припаивающий его владельца к виртуальному пространству. Собственно эпоха киберпанка как литературного жанра кончилась. Киберпанк вокруг нас - каждый день, в каждой точке земного шара. Это ещё одна особенность "Сферы", по большому счету она даже не воспринимается как фантастика, практически все описываемые гаджеты либо уже существуют, либо разрабатываются. Фантастика? Да. Но не совсем, почти реальность. Вопросы поднимаемые в этом романе актуальны, либо станут актуальны в ближайшее время, и возможно один из самых главных - проблема суперсоциализации.
Посмотрите на блохеров, звёзд инстаграма и фейсбука - сверхоткрытая жизнь, завтрак в инстаграмм, перемещения - по чекину, любое действие фиксируется в фейсбуке, поход в кино, в ресторан, свидание, тотальная самодокументация в тысяче селфи при помощи идиоткой палки со смартфоном. Даже тупые школьники насилующие подружек на "вписке" и те немедленно бегут на ютуб. Люди старательно вдавливают свой отпечаток в инфосферу, заводят тысячи виртуальных "друзей" с которыми непрерывно делятся своей жизнью. И этому нет нравственной оценки, и не может быть - это не плохо и не хорошо, это наступившее будущее, попросту невозможное всего двадцать лет тому назад. Оно наступило и фактически поздно уже решать что с ним делать - остаётся только приспосабливаться или быть растоптанным этой новой реальностью.
Но можно попробовать осмыслить что будет дальше - это и попытался сделать Эггерс. Получилось интересно, хотя и спорно. И тут вылезает самая главная проблема русской литературы - даже хорошие, по настоящему качественные книги наших писателей повествуют о проблемах людей старого образца. Литературная мысль в России отстала и замерла где-то в 80-х и 90-х годах, до наступления информационной революции.
Предыдущая рецензия как раз о негативной стороне такой суперсоциализации. Но, по большому счету, в этой новой открытости нет ничего нового. Раньше люди в деревнях так и жили. Рост городов и возможность благодаря развитию транспорта уехать за тридевять земель сделал частную жизнь менее прозрачной. Сейчас мы возвращаемся к прежней ситуации.
ОтветитьУдалитьГлобальная деревня
ОтветитьУдалить