понедельник, 11 июля 2016 г.

"Мир входящему" (1961)


Последние несколько дней войны. В непредсказуемое путешествие отправились обмирающая от ужаса немка на сносях и трое русских военнослужащих, которым поручено доставить её в любое медучреждение, лишь бы от неё избавиться. Ладно бы вдоль дорог мёртвые с косами стояли, увы, здесь всё ещё стоят живые и с оружием в руках. В общем, головы людей - последнее место, где живёт война, и очень неплохо, когда есть на что эти головы переключить.

Фильм очень грамотно и внятно выстроен как триллер хичкоковского типа, когда зритель знает, что вот-вот случится нечто ужасное, а персонажи ни ухом, ни рылом, и вот это ужасное всё откладывается... откладывается... откладывается... но никуда не девается и непременно рванёт.

Одновременно это роуд-муви, где раскрываются характеры случайных попутчиков. Немыслимо, запредельно гуманистичное роуд-муви - не в смысле чтения моралек, а в смысле подачи персонажей. Авторов вообще не интересует, где, когда и в чём они против морали проштрафились, зато вот здесь и сейчас из каждого извлекается вся красота души, на какую тот способен. У кого-то душа нараспашку, над кем-то приходится потрудиться, а кто-то вообще весь фильм глаза прячет. Немка, например, явно холёная офицерская жена и по срокам беременности легко посчитать, за какого рода подвиги муженька наградили поездкой домой. Само собой, в фокусе внимание не она, а юный лейтенантик, который примчался на фронт только что прямо из пехотного училища, пылая жаждой хоть кого-нибудь убить и отчаянно завидуя бывалым воякам. 1961 год, на дворе "оттепель" и велик соблазн трактовать армию победителей как армию мародёров и насильников, жаждущих безнаказанной деструкции. Но авторов интересовало, как люди выруливают из внутреннего мордора в гармонию, а не наоборот. В частности, через персонажа-болтунишку они демонстрируют, как с помощью речевых практик человек может годами избавлять себя от погружения в мордор. 
 
По скриншотам сами видите, не надо быть семи пядей, чтоб разглядеть знатный операторский бенефис Анатолия Кузнецова, который сладострастно компоновал кадры в немыслимых ракурсах и плоскостях, делая упор на символическую статику, как фотограф.

А тот шикарный эпизод, где из мрака сгустилось Нечто Невидимое, прокоммуницировало с главгероями и печально побрело дальше, так и оставшись Невидимым? Ни в жизнь бы не подумала, что так способен выглядеть один из лучших комических эпизодов, какой только можно придумать для фильма о конце войны.

Впрочем, гротескно-комическая перебранка персонажа Александра Демьяненко с американцем в исполнении Николая Гринько тоже дорогого стоит. Особенно, если учесть, что Демьяненко и Гринько ни разу не похожи на будущих Шурика и папу Карло.

Вспомнила операторский почерк в "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", задумалась и пошла рыться в фильмографии, чего я ещё не видела из работ Кузнецова. Выбрала "Трое вышли из леса" Константина Воинова (1958), где уже после войны выяснилось, что один из трёх чудом выживших партизан - предатель, выдавший отряд, и всё заверте. Заинтересовалась возможным соревнованием советского фильма с психологической драмой, развёрнутой Агатой Кристи в том романе, где много лет спустя шло следствие об убийстве многодетной усыновительницы одним из приёмных детей.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.