Что такое послесловие? Сказанное после сказанного, попытка прокомментировать и объяснить? Мысли вдогонку или опоздавшие слова? Трактовать название этого фильма можно по-разному, в том числе и символически – как последняя реплика к канувшей эпохе. Но на ум прежде всего приходит самое простое и очень человеческое объяснение – это попытка продолжить разговор с тем, кто ушел. Кажется, он только что закрыл за собой дверь, его еще можно догнать, досказать, спросить или объяснить…
Ушел главный герой фильма «Послесловие» (1983) Алексей Борисович, уехал в свой городок, оборвал разговор, который его зять Володя не очень-то хотел продолжать. Тогда почему осталось ощущение какой-то пустоты? Почему необходимо договорить или хотя бы пересказать все то, что было сказано в те несколько дней один на один? Может быть, потому что не дотянуться уже до тестя – ни до его неназванного городка, ни до иных сфер, где старик, наверное, теперь пребывает. И теперь никак не разузнать у него о секрете его умения смотреть на мир с удивлением и надеждой, секрете взгляда, совмещающего грусть и улыбку. За всем, что он говорит, за его молчанием скрывается его удивительная стойкость – в том числе и к легкому равнодушию зятя.А еще послесловие – это о Ростиславе Плятте, великом русском актере польско-украинских кровей, это послесловие к его творческому пути, его рассказ о себе и своем поколении… Не потому что после этого фильма не было ролей, но, наверное, именно здесь он как-то беззащитен и открыт перед камерой. Сложно сказать, относится ли это к самому Плятту или, скорее, к его герою, потому что в сознании зрителя отделить их друг от друга трудно. В этой роли, как под увеличительным стеклом, мы видим лучшие актерские качества Ростислава Яновича: интеллектуализм, внутреннюю красоту и внешнюю характерность, мягкую манеру игры… И теперь уже не только герою Андрея Мягкова хочется броситься вслед за тестем, чтобы получить ответ на какие-то сомнения и вопросы, но и нам хочется еще раз позвать Плятта, чтобы он обернулся и оставил немного того, что сделало русскую актерскую школу такой, какой не будет больше никогда. В рецензии на фильм критик Сергей Кудрявцев сказал в поисках разгадки названия, что для режиссера Марлена Хуциева фильм никак не мог стать послесловием. По времени он не стал послесловием и для Ростислава Плятта, которого не стало в 1989-м, но в эмоциональном плане, кажется, это что фильм-прощание.
К заканчивающему диссертацию москвичу приезжает из провинции тесть, дочь которого в это время уехала. Как найти здесь поэзию и трепетность чувств? Камерная обстановка типовой квартирки в многоэтажке, два героя, минимум выразительных средств и отсутствие приемов как основной режиссерский прием. Во всем, что нам открывает в «Послесловии» тончайший художник Марлен Хуциев: так много здесь красоты, красоты невысказанной, затаившейся, ждущей понимания и доступной лишь зрителю глубоко чувствующему.
Отношения человека с человеком – сама загадочная область, в которой каждый из нас вроде бы прекрасно разбирается, но, по сути, все мы идем наощупь. Возможно, эту сложность создает искусство, которое формирует нашу реальность. Оно сконцентрировано на отношениях и чувствах, но лишь истинные творцы решаются ступить в область тех отношений, которые не опоэтизированы уже многими и много веков подряд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.