пятница, 8 июля 2016 г.

"Доживем до понедельника" (1968)

Originally posted by le_donna at Герой иного времени

Кинопоиск

Посмотрели «Доживём до понедельника».
Три дня из жизни одной советской школы.
Тихонов такой замечательный там — человек в футляре с трепетной душой. Граммар-наци, злой, резкий и по ходу фильма постоянно демонстрирующий свою полную профессиональную непригодность к работе с детьми и людьми. Презирающий всех, заносчивый. Ох, признаюсь, такой юношеский максимализм в мужчине под-за сорок просто очарователен, если, конечно, смотришь на экран, а не общаешься лично. Сам Тихонов несколько моложе, но его сознательно старят. Грим у него смешной, на крупных планах заметно.

У него очень здорово получается быть... неприятным. Выражение высокомерного презрения словно прилипло к его лицу, интоннации резко насмешливые. Хотя формально - формально Илья Семёнович даже вежлив.

Ну а потом, конечно, нам показывают что наш герой не просто на ровном месте такой злюка, что у него есть причины: их несколько - первая, самая таинственная, что-то с ним (и директором школы) случилось на фронте, во время войны, под Вязьмой, от зрителя почти до самого конца будут скрывать что именно, но это таинственное "что-то" для Ильи Семёновича причина "презирать" своего начальника (на самом деле директор школы спас нашему герою жизнь, и этого Илья ему простить не может, или себе?). Вторая причина - диссертация, которую не дали бедняжке защитить по политическим соображениям отличный повод отыгрываться на детях. И третье, что дышать ему спокойно не даёт - то, что живёт он во лжи. Потому что он - преподаёт не алгебру, а историю. И следовательно 18 часов в неделю (такова учительская ставка) - врёт. Потому что прекрасно понимает, насколько его предмет политически ангажирован: "мы учим не по учебникам, а по газетным передовицам", - закричит он, задыхаясь от злобы, в пятницу, когда его футляр пойдёт трещинами. И зритель начнёт понимать откуда в этом человеке столько презрения к людям. Тот, кто презирает и ненавидит себя, тот и других любить не может. Ищет, в них ту же вину, ведь все лгут, и учительница литературы, которая учит школьников писать идеологически выдержанные сочинения; и учительница начальных классов, что учит детей грамоте, а сама после окончания училища ничего, кроме журнала "Работница" не читала; и те, кто из жалости натягивают тройки не выучившим урок... Никто не лучше. Даже хуже - потому что они-то привыкли, и ничего плохого в этом не видят, даже не замечают.

Наверняка так Илья Семёнович живёт не первый день, не первый год. Но нам показывают дни перемен, когда футляр, в котором он прячется от мира, даёт трещину, и всё труднее выносить привычные суждения и удерживать привычное выражение лица. И причина вовсе не в решении XX съезда партии, и не в том, что теперь на его научную работу дают добро, нет, причина в том, что одна девушка, смотрит на него так, словно он прекрасен и добр, и словно нет всей этой лжи. Что-то спрашивает невпопад: любите ли вы своих учеников? Век бы их не видел, какая там любовь! Он пытается её образумить: не туда вы смотрите, Света, не туда.

Но всё же, у него не получается быть последовательным. Маска слетает.

 
И вот он уже совсем мальчишка не старше своих девятиклассников.

И ему странно и непривычно; и он то срывается на какую-то несчастную мамашу; то хочет уволиться; то пьёт водку...

И всё же в субботу - он выдавливает из себя извинения тем, кого обидел, и поздравляет с юбилеем учительницу литературы, и почти вдохновенно рассказывает ученикам (и ей, пришедшей посмотреть его урок), что история это люди, а не строчки учебника.

Вообще в фильме много таких замечательных героев второго плана, и за каждым стоит целая история - так что если бы я взялась это описывать, пост бы был длиннее раза в три.

И смешное: Тихонов читает по ходу стихи, в такой вот старой актёрской манере, мгновенно выпадая из образа Ильи Семёновича. Но, видимо, это хотели замаскировать, поэтому иногда он делает интонационные ошибки, сминает концы строчек - и это всё очень нарочито и видно. А вот Генка (Валерий Зубарев) тоже по ходу читает стихи - другие и так вот... хорошо. Совсем не видно швов, как это сделано. (Я даже попыталась загуглить фильмографию Зубарева и прильнуть, но выяснилось, что он был вовсе не актёр, а продавец босяк без высшего образования, только в детстве-отрочестве снимался).

На самом деле там столько замечательных ролей "второго плана", что, если говорить о каждой, то никаких постов не хватит. Поэтому я закруглюсь.

P.S. Да, я в курсе, что это картина - иносказание. И главное в ней не какой-то там учитель истории и начало его отношений с учительницей английского языка, а символический и политический пласт. И что эта картина настолько антисоветская, что даже странно как её пропустили. Но на этот раз я вместе с дочерью смотрела, и почти всегда в таких случаях смотрю "её глазами". И это, как я думаю, иногда весьма полезно.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.