Originally posted by beauty_spirit at Дежа вю /Vec vidjeno /1987 / реж. Горан Маркович
Кинопоиск
Снятое в государстве Югославия, почти на его излете, «Дежа вю» - шекспировская трагедия, а не драма. Гамлетовский кризис, когда «распалась связь времен» и прошлое взывает из каждого угла. Оно прячется в глазах героини и облекает ее ноги ядовито-красными колготками, издевательски скалится клавишами фортепьяно и крошиться битым стеклом. Будущее врывается в тесные спальни и узкие коридоры галлюцинаторным бредом и широкой поступью властей. Все пространство загромождено вещами, предметами и людьми, которым негде развернутся и они вынуждены вечно спотыкаться друг о друга.
В кадре сплошная избыточность, когда всего много, все лишнее, и совсем уж лишнее «Отче наш» в устах уборщицы. Ибо Царство Божие – это то, что внутри, и иного царства, чем забитая старым хламом Вселенная они себе уже не представляют. Смена декораций дает лишь ощущение еще большей тесноты и усеивает путь все теми же граблями, на которые герою так не хочется наступать. Бежать некуда, если только не по минному полю, по головам и не к кому метнуться, ибо все порочны, все виновны и все мешают. Бытие есть круг, из которого не выбраться, и прошлое с его личными и коллективными бесами, потянет за собой. Помещенный в безвременье маленький лишний человек, так и не сумевший справится со зверем-фортепьяно, находит подходящим другой инструмент. Маленький лишний человек берет в руки нож и старую саблю. Маленький лишний человек идет расчищать себе пространство. И это не история отдельного музыканта, и даже не это история Югославии - это весь двадцатый век с его безумными аппетитами, мясорубками и маленькими людьми, падающими в бездну, когда пуповина оказывалась перерезанной. Глобальная история о том, как мучаясь сам, человек тащил в эти адовы круги ближних своих и через их страдания мучились целые народы. Чертовски нелишнее кино по нашим временам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.