воскресенье, 17 июля 2016 г.

Алекс фон Вармердам / Йос Стеллинг

Originally posted by alisa_kuper at Кто знает, почему гусь босой?

Кинопоиск


Итак, Алекс фон Вармердам.

Почему Вармердам? Потому что голландец, а голландцы сами по себе бренд. Даже невинный фламандский натюрморт настойчиво напоминает, что на этом свете весьма недурно, но не стоит забываться – это не навсегда. Непременные часы на столе, засохший цветок в пышном букете, дохлая муха в бокале. Не говоря уже о Босхе – этому пьяный кассир продал билет на репетицию конца света. Бренд «memento mori»?

Первой пробой голландской травы для меня был Йос Стеллинг. Стеллинг заслуживает отдельной темы, но вроде бы я о нём писала пару лет назад, да и вообще он довольно известен в России, чего не скажешь о Вармердаме. Но если вдруг не случилось – всячески рекомендую. Мой любимый фильм – «Ни поездов, ни самолётов». В нём минимальные декорации и множество диалогов, нелепых, забавных и трогательных. Водевиль, милые глупости для театра, отснятые на киноплёнку? На первый взгляд, но «здесь нечто большее, чем просто селёдка». Цитата по случаю из другого достойного голландца, Брейгеля («Фламандские пословицы»).

Однако в рамках бренда самый сильный и яркий, спору нет, «Стрелочник». В нём мало говорят, да могли бы и вовсе молчать без ущерба для сюжета – потому что каждый кадр выстроен настолько безупречно, что начинают нашептывать предметы. Сплошной фламандский натюрморт и непременное для бренда особенное, снисходительно-эстетское отношение к смерти. Лопни, но держи фасон :)

В последнее время у парня случилась славянская грусть, и это не пошло на пользу. «Душка», несмотря на прекрасного Маковецкого, оставил невнятно-тягостное впечатление. «Девушку и смерть» поэтому смотреть опасаюсь.

После «Стрелочника» я заподозрила Стеллинга в академическом художественном образовании, но Баба Яга Википедовна против. Баба Яга говорит, что именно Вармердам – и театральный режиссёр, и художник. Ещё она говорит, что Вармердам – голландский Хармс. Очень может быть, но я плохо знаю Хармса. Зато я знаю, у кого полной ложкой можно хлебать особые отношения со смертью, бытовое безумие и мистический реализм. Это мой любимый Маркес и заново открытый Кортасар.

«Северяне»De noorderlingen (1992)
«Северяне» - голландский сиквел «Ста лет одиночества». Представьте себе Макондо после урагана: осталась одна улица и два дома, мясная лавка, школа, лес, с десяток жителей и автобусная остановка. Ураган вместе с остатками города снёс крышу у обитателей, и теперь всё навыворот. Гигант-мясник – неистовый Хосе Аркадио, но его любовный пыл никто не жаждет утолить. Этого мало, его угораздило жениться на голландском варианте Ремедиос Прекрасной. Колумбийская Ремедиос была равнодушна к своей красоте, не давала никому по причине полного безразличия к процессу, и вознеслась как бы невзначай, между делом. Голландская – дебелая тётенька, ежеминутно страдающая от пикантности своих форм, не даёт мужу, истово желая вознестись. Мелькиадес превратился в почтальона, что логично – кому ещё приносить новости из внешнего мира? Немножко жульничает, как и положено цыгану – прячется в лесу и читает чужие письма. Лес тоже достойный: ровные, как по линеечке, одинаковые деревья (как в сказке про Иванушку и серого волка - бросил гребень за спину, и вырос лес, вот такой и вырос, как зубья у расчёски). Суровый полковник Аурелиано Буэндиа тоже в наличии. С ружьём, охраняет лес и вообще порядок. Так же как прототип, лишен чувства юмора, из-за чего и происходят все несчастья – в точности, как в книге. Даже бородатая женщина есть – натуральный негр в клетке. И Пилар Тернера, куда без неё, опять таки с голландской фантазией :)

«Платье»
De jurk (1996)
«Платье» - это Кортасар, сборник «Бестиарий». Обыкновенные женщины (да хранит господь европейский артхаус за полное презрение к голливудским стандартам красоты!) совершают заурядный поступок: покупают платье, также ничем не примечательное – весёленький ситчик, апельсинового цвета листочки на синем фоне. Ну разве что листочки слегка зловещие, похожи на рыбьи скелеты. Этому есть разумное объяснение, платье было создано двумя художниками в приступе бешенства, с кем не бывает. Женщины надевают платье – и начинается кортасаровщина, привычный мир разваливается и становится враждебным. Один из эпизодов – почти прямая цитата из «Автобуса». Превращения платья от начала к концу фильма – метаморфозы «Ежедневной газеты».

Из прочего пока посмотрела только «Боргмана»… Если предыдущие два фильма с лёгким сердцем порекомендую, то здесь у меня сомнения. Юмор Вармердама за 2 десятка лет окончательно почернел, а символизм, и раньше неочевидный, теперь вгоняет в ступор.

Немножко офтопа: в «Стрелочнике» действие происходит на захолустном безлюдном полустанке. Мне всегда нравились заброшенные железные дороги – здорово гулять по шпалам. Счастливое детство без телевизора, зато с книжками Крапивина. А ещё недавно запустили 4-й сезон «Игр престолов», а в нём – блистательный Питер Динклэйдж, Тирион Ланнистер. Что получится, если на заброшенном полустанке поселить Тириона? «Станционный смотритель», очень милый фильм, кто не видел – посмотрите, не пожалеете.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.