Originally posted by kozhevnikov_r at Брат
КинопоискПоэт-провинциал в столице садо-мазо
Ещё один взгляд на главный фильм 90-х, который вы и так видели. Кому нравится, тот и так со временем пересмотрит, а кому нет, тот и не будет. Все при своих. Статья – повод вспомнить как минимум знаковый, народный, самый совпавший с 90-ми фильм.
Это главный фильм десятилетия 90-х, но мало того, что он народный, он ещё и поэтический. В нём проводится идентификация общества через поэтический эксперимент. Происходит город и его разоблачение. Разоблачителем, проявителем, лакмусом выступает Данила Багров. Я поясню: поэт – это не значит, что он стихи пишет, а значит, что у него другие ценности, другое мироощущение. В пространство городского общества он выступает пришельцем из той, верхней квартиры, в которой поэты: Бутусов, Настя, Чиж. И как бы мимоходом он посещает нижнюю квартиру, где режут, убивают, трахаются за дозу, изменяют мужьям, избивают жён, закладывают братьев. Это наверху все братья-сёстры, а внизу, в мире материалистов, никакой родни нет, каждый есть только то, сколько у него денег. Одна из деталей фильма – то, как часто показываются деньги: крупным планом показывается толстый кошель у чёрных в трамвае, это у тех, у которых «нет денег», конкретные суммы называются и визуализируются – $15, нет, 20 000 за убийство, Виктор – Дане $2 000 за убийство и за $600 тут же хочет ему по-братски ствол продать. Когда Данила раздаёт деньги, то ими он никак не швыряется, знает цену: 1 купюра на «лечение» подстреленного им мужа Светы, 2 купюры за ружьё у деда, по несколько купюр своим знакомым. Очень провинциальное и потому честное отношение к деньгам – они там шальными почти не бывают. А ещё методичный, дотошный показ создания оружия – тоже по-провинциальному, по-честному. Заметьте, Данила либо добывает оружие в бою, либо создаёт его сам. За такие честные детали народ фильм режиссёра из Свердловска и любит, за уважение к труду, к поту, за знание, как хлеб печётся и как оружие куётся. Деньги и музыка, звучащая в голове у Данилы – две стихии фильма. Итак, город – злая сила. В нём правят такие, как Виктор, брат Данилы. Имя Виктор означает Победитель, победитель в этой новой жизни. Он часто спекулирует на теме крови, родственности. «Чечен захватил рынок, русским совсем житья нет», «брат, выручай». Другой бандюган сыплет русскими поговорками. Надо ли говорить, что в результате в основном русские кидают и мочат русских. Победитель этот испытания не проходит, разоблачается. И в финале он получает ровно такую же фальшивую отповедь. Даня, собирая себе в карманы все деньги и оставляя чуть-чуть Виктору, издевательски приговаривает-поучает «Устройся в милицию, помоги матери».
Кино имеет как красивый развлекательный ряд на поверхности, так и глубинные смыслы и образы. Искренне не понимаю, почему критики-профи очень часто приписывают националистический душок режиссёру и картине. Лишь предполагаю, что это из-за их отсталости от времени, от великой дистанции к поездкам в трамваях и хождениям по вещевым рынкам. Это то же самое, что приписывать культ денег, в то время как очевидно, что шедевр работает прямо над противоположным. Он так точно психологически показывает столько мерзости про русских, так точно через манящий к подражанию образ Данилы прививает человеческие идеалы, что надо уже быть конченым, слепым, неизлечимым шовинистом, чтобы этот фильм настраивал на межнациональную вражду. Привязались к великолепной сцене в трамвае. «Не брат ты мне, гнида черножопая». А что он должен был сказать, когда подонок плюёт ему в душу, обращаясь к нему «Не убивай, брат»? Для Данилы брат значит брат, а не разменная монета. Притом брат в духовном смысле: немец ему брат, музыканты ему братья, а русский бандюк, крышующий торговцев, чёрные «зайцы», оскорбляющие человеческое достоинство забитого человека, светкин муж Паша, регулярно измывающийся над женой – все они «гниды». Это ж какое пришибленное сознание надо иметь, чтобы сцену, где герой вступается за человеческое достоинство кондуктора и восстанавливает справедливость видеть с точностью до наоборот. Да за это фильм и полюбился народом, народным и стал – за то, что в нём хоть и виртуально, но отстаивается человеческое достоинство. Всё. Это главное. И он в первую очередь показывает не рост националистических настроений, а то, до какой же степени чувствовал себя униженным и оскорблённым простой работяга в бесовские 90-е годы. Но если видеть другой слой, то ясно, что всё ещё хуже, мизантроп Балабанов не верит в этого простого работягу, в святую матушку-Русь. И фраза «Сила не в деньгах, сила в правде» и стишок «Я узнал, что у меня есть огромная семья» звучат на самом деле во второй серии трагифарсово. Герой, который, как я уже показал, есть некий пришелец-фантом, повторяет мечты об идеалах, которые самими простыми людьми в первую очередь и преданы. Зрителю же при этом удобно считать, что это якобы простой парень восстанавливает справедливость: наказывает бандитов, вступается за слабого, сгоняет спесь со столицы, устраивает козью рожу Америке, возвращает русских на родину. Фантомного слоя не замечается как публикой простодушной, так и многими умниками. Т.е. не так, замечается однобоко, в зависимости от ситуации. Когда надо фильм назовут тупым, без извилины боевиком, а когда надо начнут журить режиссёра, выстраивая какие-то обобщения про пропаганду шовинизма. Главное то, что зритель чувствует, что в фильме достигнута потрясающая повседневность мифа, чувствует, что Данила он и простой парень из народа и одновременно герой вне общества, вроде ангела смерти. Что же творится в мире без привлечения поэта-миража, можно увидеть в «Про уродов и людей».
Данила, Даниил – в переводе с еврейского означает «Бог мне судья». То, что это имя выбрано не просто так, подчёркивает фраза немца Германа «Бог тебе судья». Светлана – от слова «свет», она в некотором смысле и символизирует общество, простой народ, святую матушку-Русь, замещает Бога. Она и выносит свой суд: «Не люблю я тебя». А кого любит? Скорее никого. На поверку оказывается мазохисткой, любящей поблудить на стороне, но возвращающейся к своему садисту. Ключевая деталь: в период их короткой интрижки Данила всё время поглощён музыкой – то плеер слушает, то на концерт «Наутилусов» идёт, то кассету с концертом смотрит. И надо видеть, какое же непонимание, отторжение в это время отражается на лице Светы. Святая Света никакой поэзии, музыки не слышит, оказывается довольно унылой, серой бабёнкой, которая не знает, куда себя деть и начинает скучать по очередной порции побоев. Вот, разберём их разрыв. «Давай стреляй. Всех убей, ну. Ты ж у нас крутой. Что тебе стоит человека убить?» - говорит Света. А давайте-ка включим голову, отмотаем. Во-первых, хотел бы убить – убил. Во-вторых, легко раненый Паша оскорбил Данилу «братом» и предложил поделить бабу. Само собой силовым методом. Ну, вот и поделили. Меж прочим для разборки «разгневанный рогоносец против молодой любовник» всё закончилось малой кровью, чем могло быть. Рана заживёт, а вот Светку будет бить крепко, может, когда по пьяни и зарежет. Но, не будем наговаривать. В-третьих, Данила Свету любит и пришёл за ней. В-четвертых, же, Данила вступился за честь унижаемой, лупцуемой женщины. Это его мотивы. Что же говорит Света? «Не люблю я тебя». Т.е. искреннее, мужское поведение Данилы воспринимается исковеркано, всё ставится с ног на голову. А вот как мир видит Света. Муж её бьёт, это хорошо и законно, самое что ни на есть мужское поведение, как у людей. А ей за это разрешается, ей самой перед своей совестью, конечно же, разрешается ходить налево. Семейный договор: ты меня бьёшь, а я за это хожу налево. Т.е. если бы с ней потрахались и разбежались, она бы считала это само собой разумеющимся, приговаривая что-то вроде «ааа…все вы мужики кобели». Тут же произошла катастрофа: в неё влюбились, её носят на руках, за неё готовы драться и защищать. И вот это для неё уже ужас, что-то неподдающееся пониманию, она же хотела несерьёзности, интрижки, а тут что-то не из этого мира, не из её мира. Вина Данилы в том, что он воспринял этот мир всерьёз, он простой человек, для него брат значит брат, любовь значит любовь, дружба значит дружба, смерть значит смерть – он не собирается от неё бежать и юлить, а отсюда вытекает, что жизнь для него значит жизнь – он собирается её прожить свободно и честно, не скрываясь от неё, не прячась от проблем, ни у кого её не покупая. В кульминации Данила Багров, высветив перед нами наше же общество, им же и изгоняется. Как зачастую в России с одной стороны очаровывались, превозносили, а с другой не ценили, гнобили и изгоняли поэтов, художников. Его идеалы не поняты, не нужны. Что бы ни делал прямой, честный, добрый Данила, городом оборачивается во зло, во что-то привычное, понятное, безопасное городу. Всё низводится на уровень жёсткой и простой материи. Братская любовь - к соучастию в убийстве, любовь к женщине - к поблядушкам, дружба к тусовочному угару с перетрахом. Только бомж Герман оказывается самым человечным.
И в завершение, несколько резко сбиваясь в другое наблюдение, скажу, что Балабанов в исследовании города изучает и такую деталь, как относительную функцию столицы. Столица – это не что-то определённое, это иллюзия людей. Для кого-нибудь райцентра Свердловск – столица, для Свердловска и Питер, и Москва - столица, для Питера только Москва столица. «В Москву ехать надо» говорит Виктор, «в Москве вся сила». Во второй части, пробыв недолго в Москве, герой едет в столицу Москвы – в Америку. Столицу, где печатаются московские деньги, московские образы и крышуются московский бизнес и политика. Ведь именно там и оказывается главный гад, америкосский мафиози, для которого Москва такая дыра, такая копейка, что он даже не понимает, за что его пришли карать. Вот таким своеобразным юмором Балабанов уделывает Москву, видя её нищую, провинциальную сущность. Балабанов интеллектуал не меньшего калибра нежели, скажем, Триер. Его картины абсолютного мирового уровня, но написаны провинциальным, непродаваемым слогом. Но вместо того, чтобы воспринять его достаточно тонкое кино и проникнуться, публика его склонна перевирать. А всё из-за того, что мы живём в эпоху горделивого, деструктурированного массового общества, общества, которое не желает, чтобы его учили, чтоб его воспитывали, не желает никаких «властителей дум» и «духовных наставников», принципиально не признает никаких авторитетов. Поэтому простодушные видят в его фильмах «!О, погляди как он клёво америкосам надавал», умники «!Фи, как это грубо. Это же фашизм и неполиткорректность». Впрочем, Балабанов об этом знает поболе. И просто может себе позволить снимать что хочет и высказываться как хочет, благо внутренних ограничений у него не в пример больше, чем у общества.
Это главный фильм десятилетия 90-х, но мало того, что он народный, он ещё и поэтический. В нём проводится идентификация общества через поэтический эксперимент. Происходит город и его разоблачение. Разоблачителем, проявителем, лакмусом выступает Данила Багров. Я поясню: поэт – это не значит, что он стихи пишет, а значит, что у него другие ценности, другое мироощущение. В пространство городского общества он выступает пришельцем из той, верхней квартиры, в которой поэты: Бутусов, Настя, Чиж. И как бы мимоходом он посещает нижнюю квартиру, где режут, убивают, трахаются за дозу, изменяют мужьям, избивают жён, закладывают братьев. Это наверху все братья-сёстры, а внизу, в мире материалистов, никакой родни нет, каждый есть только то, сколько у него денег. Одна из деталей фильма – то, как часто показываются деньги: крупным планом показывается толстый кошель у чёрных в трамвае, это у тех, у которых «нет денег», конкретные суммы называются и визуализируются – $15, нет, 20 000 за убийство, Виктор – Дане $2 000 за убийство и за $600 тут же хочет ему по-братски ствол продать. Когда Данила раздаёт деньги, то ими он никак не швыряется, знает цену: 1 купюра на «лечение» подстреленного им мужа Светы, 2 купюры за ружьё у деда, по несколько купюр своим знакомым. Очень провинциальное и потому честное отношение к деньгам – они там шальными почти не бывают. А ещё методичный, дотошный показ создания оружия – тоже по-провинциальному, по-честному. Заметьте, Данила либо добывает оружие в бою, либо создаёт его сам. За такие честные детали народ фильм режиссёра из Свердловска и любит, за уважение к труду, к поту, за знание, как хлеб печётся и как оружие куётся. Деньги и музыка, звучащая в голове у Данилы – две стихии фильма. Итак, город – злая сила. В нём правят такие, как Виктор, брат Данилы. Имя Виктор означает Победитель, победитель в этой новой жизни. Он часто спекулирует на теме крови, родственности. «Чечен захватил рынок, русским совсем житья нет», «брат, выручай». Другой бандюган сыплет русскими поговорками. Надо ли говорить, что в результате в основном русские кидают и мочат русских. Победитель этот испытания не проходит, разоблачается. И в финале он получает ровно такую же фальшивую отповедь. Даня, собирая себе в карманы все деньги и оставляя чуть-чуть Виктору, издевательски приговаривает-поучает «Устройся в милицию, помоги матери».
Кино имеет как красивый развлекательный ряд на поверхности, так и глубинные смыслы и образы. Искренне не понимаю, почему критики-профи очень часто приписывают националистический душок режиссёру и картине. Лишь предполагаю, что это из-за их отсталости от времени, от великой дистанции к поездкам в трамваях и хождениям по вещевым рынкам. Это то же самое, что приписывать культ денег, в то время как очевидно, что шедевр работает прямо над противоположным. Он так точно психологически показывает столько мерзости про русских, так точно через манящий к подражанию образ Данилы прививает человеческие идеалы, что надо уже быть конченым, слепым, неизлечимым шовинистом, чтобы этот фильм настраивал на межнациональную вражду. Привязались к великолепной сцене в трамвае. «Не брат ты мне, гнида черножопая». А что он должен был сказать, когда подонок плюёт ему в душу, обращаясь к нему «Не убивай, брат»? Для Данилы брат значит брат, а не разменная монета. Притом брат в духовном смысле: немец ему брат, музыканты ему братья, а русский бандюк, крышующий торговцев, чёрные «зайцы», оскорбляющие человеческое достоинство забитого человека, светкин муж Паша, регулярно измывающийся над женой – все они «гниды». Это ж какое пришибленное сознание надо иметь, чтобы сцену, где герой вступается за человеческое достоинство кондуктора и восстанавливает справедливость видеть с точностью до наоборот. Да за это фильм и полюбился народом, народным и стал – за то, что в нём хоть и виртуально, но отстаивается человеческое достоинство. Всё. Это главное. И он в первую очередь показывает не рост националистических настроений, а то, до какой же степени чувствовал себя униженным и оскорблённым простой работяга в бесовские 90-е годы. Но если видеть другой слой, то ясно, что всё ещё хуже, мизантроп Балабанов не верит в этого простого работягу, в святую матушку-Русь. И фраза «Сила не в деньгах, сила в правде» и стишок «Я узнал, что у меня есть огромная семья» звучат на самом деле во второй серии трагифарсово. Герой, который, как я уже показал, есть некий пришелец-фантом, повторяет мечты об идеалах, которые самими простыми людьми в первую очередь и преданы. Зрителю же при этом удобно считать, что это якобы простой парень восстанавливает справедливость: наказывает бандитов, вступается за слабого, сгоняет спесь со столицы, устраивает козью рожу Америке, возвращает русских на родину. Фантомного слоя не замечается как публикой простодушной, так и многими умниками. Т.е. не так, замечается однобоко, в зависимости от ситуации. Когда надо фильм назовут тупым, без извилины боевиком, а когда надо начнут журить режиссёра, выстраивая какие-то обобщения про пропаганду шовинизма. Главное то, что зритель чувствует, что в фильме достигнута потрясающая повседневность мифа, чувствует, что Данила он и простой парень из народа и одновременно герой вне общества, вроде ангела смерти. Что же творится в мире без привлечения поэта-миража, можно увидеть в «Про уродов и людей».
Данила, Даниил – в переводе с еврейского означает «Бог мне судья». То, что это имя выбрано не просто так, подчёркивает фраза немца Германа «Бог тебе судья». Светлана – от слова «свет», она в некотором смысле и символизирует общество, простой народ, святую матушку-Русь, замещает Бога. Она и выносит свой суд: «Не люблю я тебя». А кого любит? Скорее никого. На поверку оказывается мазохисткой, любящей поблудить на стороне, но возвращающейся к своему садисту. Ключевая деталь: в период их короткой интрижки Данила всё время поглощён музыкой – то плеер слушает, то на концерт «Наутилусов» идёт, то кассету с концертом смотрит. И надо видеть, какое же непонимание, отторжение в это время отражается на лице Светы. Святая Света никакой поэзии, музыки не слышит, оказывается довольно унылой, серой бабёнкой, которая не знает, куда себя деть и начинает скучать по очередной порции побоев. Вот, разберём их разрыв. «Давай стреляй. Всех убей, ну. Ты ж у нас крутой. Что тебе стоит человека убить?» - говорит Света. А давайте-ка включим голову, отмотаем. Во-первых, хотел бы убить – убил. Во-вторых, легко раненый Паша оскорбил Данилу «братом» и предложил поделить бабу. Само собой силовым методом. Ну, вот и поделили. Меж прочим для разборки «разгневанный рогоносец против молодой любовник» всё закончилось малой кровью, чем могло быть. Рана заживёт, а вот Светку будет бить крепко, может, когда по пьяни и зарежет. Но, не будем наговаривать. В-третьих, Данила Свету любит и пришёл за ней. В-четвертых, же, Данила вступился за честь унижаемой, лупцуемой женщины. Это его мотивы. Что же говорит Света? «Не люблю я тебя». Т.е. искреннее, мужское поведение Данилы воспринимается исковеркано, всё ставится с ног на голову. А вот как мир видит Света. Муж её бьёт, это хорошо и законно, самое что ни на есть мужское поведение, как у людей. А ей за это разрешается, ей самой перед своей совестью, конечно же, разрешается ходить налево. Семейный договор: ты меня бьёшь, а я за это хожу налево. Т.е. если бы с ней потрахались и разбежались, она бы считала это само собой разумеющимся, приговаривая что-то вроде «ааа…все вы мужики кобели». Тут же произошла катастрофа: в неё влюбились, её носят на руках, за неё готовы драться и защищать. И вот это для неё уже ужас, что-то неподдающееся пониманию, она же хотела несерьёзности, интрижки, а тут что-то не из этого мира, не из её мира. Вина Данилы в том, что он воспринял этот мир всерьёз, он простой человек, для него брат значит брат, любовь значит любовь, дружба значит дружба, смерть значит смерть – он не собирается от неё бежать и юлить, а отсюда вытекает, что жизнь для него значит жизнь – он собирается её прожить свободно и честно, не скрываясь от неё, не прячась от проблем, ни у кого её не покупая. В кульминации Данила Багров, высветив перед нами наше же общество, им же и изгоняется. Как зачастую в России с одной стороны очаровывались, превозносили, а с другой не ценили, гнобили и изгоняли поэтов, художников. Его идеалы не поняты, не нужны. Что бы ни делал прямой, честный, добрый Данила, городом оборачивается во зло, во что-то привычное, понятное, безопасное городу. Всё низводится на уровень жёсткой и простой материи. Братская любовь - к соучастию в убийстве, любовь к женщине - к поблядушкам, дружба к тусовочному угару с перетрахом. Только бомж Герман оказывается самым человечным.
И в завершение, несколько резко сбиваясь в другое наблюдение, скажу, что Балабанов в исследовании города изучает и такую деталь, как относительную функцию столицы. Столица – это не что-то определённое, это иллюзия людей. Для кого-нибудь райцентра Свердловск – столица, для Свердловска и Питер, и Москва - столица, для Питера только Москва столица. «В Москву ехать надо» говорит Виктор, «в Москве вся сила». Во второй части, пробыв недолго в Москве, герой едет в столицу Москвы – в Америку. Столицу, где печатаются московские деньги, московские образы и крышуются московский бизнес и политика. Ведь именно там и оказывается главный гад, америкосский мафиози, для которого Москва такая дыра, такая копейка, что он даже не понимает, за что его пришли карать. Вот таким своеобразным юмором Балабанов уделывает Москву, видя её нищую, провинциальную сущность. Балабанов интеллектуал не меньшего калибра нежели, скажем, Триер. Его картины абсолютного мирового уровня, но написаны провинциальным, непродаваемым слогом. Но вместо того, чтобы воспринять его достаточно тонкое кино и проникнуться, публика его склонна перевирать. А всё из-за того, что мы живём в эпоху горделивого, деструктурированного массового общества, общества, которое не желает, чтобы его учили, чтоб его воспитывали, не желает никаких «властителей дум» и «духовных наставников», принципиально не признает никаких авторитетов. Поэтому простодушные видят в его фильмах «!О, погляди как он клёво америкосам надавал», умники «!Фи, как это грубо. Это же фашизм и неполиткорректность». Впрочем, Балабанов об этом знает поболе. И просто может себе позволить снимать что хочет и высказываться как хочет, благо внутренних ограничений у него не в пример больше, чем у общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.