понедельник, 25 июля 2016 г.

"Преступление и наказание" (1969)

Оригинал взят у av_seliverstov в Глаз Свидригайлова, или о настоящем кино

Кинопоиск

Rask5a
   В детстве, в своём советском детстве я смотрел любое кино, до которого только мог дорваться – в кинотеатрах или по телевидению. Но этого фильма, который был снят за несколько лет до моего рождения, я не видел никогда. И совершенно не понимаю, каким образом могло так получиться.

   Впервые об этой картине Льва Кулиджанова я услышал в 8-ом классе школы на уроке истории. Наша историчка – молодая девушка, только вышедшая из Университета, – часто общалась с нами на «посторонние» темы. И вот, во время одного из таких не имеющих отношения к учебному процессу разговоров она упомянула об этом фильме – точнее, о «крадущемся с топором Тараторкине».

    Надо сказать, что уже тогда роман о Раскольникове для меня значил многое. Я прочитал его незадолго до этого случая и был поражён им. – Прежде неизвестный для меня мир Достоевского показался мне удивительным. Я был заворожен его атмосферой – такой, как мне тогда казалось, странной, совершенно особенной и невероятно притягательной.
    Что именно привлекало в действительности, созданной Писателем? – пронзительная, резкая честность, страстность и искренность во всём. Ну и основное – люди в ней жили тем, чем, как я верил, должен жить человек, – поиском собственной души.

    Впервые услышав об этом фильме, я составил предвзятое, скептическое мнение о нём. Книга была для меня слишком дорога, и мне заранее не нравился Раскольников-Тараторкин, имя Кулиджанова в то время не говорило мне ни о чём, да и в целом к возможности средствами кинематографа удачно воссоздать реальность какой бы то ни было значительной литературной вещи я относился с недоверием...

    Спустя несколько лет, посмотрев фильм Пырьева по «Братьям Карамазовым», своё мнение я переменил, увидев в этом фильме вполне удачную экранизацию Достоевского. Впечатление от неподражаемых Марка Прудкина и Валентина Никулина и, главное, от удивительной атмосферы Скотопригоньевска, которую сумели создать авторы фильма, было действительно очень сильным. А неестественно экстатический Митя-Ульянов и неправдоподобно благоговейный и прилизанный Алёша-Мягков казались несущественными и вполне простительными промахами...

    «Преступление и наказание» я купил на одном диске с «Мёртвыми душами» Швейцера и «Войной и миром» Бондарчука. Принёс домой, вставил диск – только для того, чтобы оценить качество записей, и попал на фильм Кулиджанова.
    Оторваться от его первой серии я не сумел...
    Отсмотрев обе части, я не могу теперь не признаться себе в том, что познакомился с практически безупречно созданной художественной ценностью.
 
Rask_Dunya-a
Чёрно-белая картинка показала тот самый Город, столицу империи – Петербург второй трети позапрошлого столетия: обшарпанные фасады городских особняков, тёмные комнатушки общежительных доходных домов и люди – настоящие, действительно живые русские люди.
Glaza-1
Те, кто работали над этим фильмом, были виртуозами. Продуманным оказалось всё: антураж помещений, расположение в них предметов, расположение самих актёров в кадре.
Posle
И я убеждён, что каждый кадр этого фильма – не случаен и самоценен. Возьмите любой из них – он не уступит высоким образцам настоящей живописи. И, помните, говорилось когда-то, что кинематограф – ожившая живопись. Это – о таком кино. Именно о таком...
Rask3a
Попадание всех актёров в образы своих героев кажется почти идеальным. Ну, разве что Павлов, сыгравший Разумихина, кажется несколько «суховатым»; его герой в книге представляется более ярким, более непосредственным и замечательным человеком.

    Восторги последних двух десятилетий по поводу новых возможностей, полученных кинематографом благодаря развитию компьютерных технологий, – нелепы, когда видишь сцену объяснения Родиона Романыча с Соней. –
    Постепенно затихающий голос не прекращающей говорить Сони, плавный переход камеры на дверь, ведущую в соседнюю, принадлежащую неизвестному постояльцу, комнату, и... неожиданное попадание в фокус зрачка человеческого глаза в щели этой двери – глаза Свидригайлова. –
    И после этого очень хочется понять – что происходит с людьми, мающимися над сценой проезда автомобиля Феррари по вертикальной стене московской небоскрёбной гостиницы. Что творится в их головах? Для чего нужно то, что они делают? Для растраты выделенного на бесполезный проект бюджета? Для кого нужно? Кому это будет нужно... хотя бы через пару лет?..

    И последнее.
    Все явления, которые знает человек, имеют свои имена. Но только часто бывает так, что имя мы знаем и помним, а о том, что за ним стоит, представляем себе уже не вполне правильно и точно, неадекватно.
    Так вот, кино – это совсем не «Дневной Дозор». Не «Матрица» и даже не «Гарри Поттер». Для названных явлений нужно придумать какое-то другое название.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.